Второй вариант летательного снаряда «ЭМБРИОН».

Разработчик: К.Я.Данилевский
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1899 г.

В начале 1899 года — Харьковские губернские ведомости писали: «При подходе поезда к поселку Рогань, вызывают интерес недавно возведённые близ полотна железной дороги какие-то сооружения довольно странного вида.» Это были ангар и газодобывающий аппарат Данилевского. Сюда, за город, он перенёс свою «испытательную станцию». Отсюда и совершались теперь полёты.

«Летательный снаряд» претерпел серьёзные изменения. Баллон, наполненный водородом, располагался уже не горизонтально, как обычно, а вертикально, заострённым носом вверх. Сделано было это с целью уменьшить сопротивление воздуха при движении аппарата вверх. А вместо крыльев Данилевский применил колесо с поворачивающимися лопастями и велосипедными педалями.

Опыты в 1899 году удалось начать только осенью, в сентябре. Постоянный испытатель Пётр Косяков стал осваивать аппарат с баллоном, стоявшим торчком. «Губернские ведомости» писали: «Подъёмы и опускания удаются очень хорошо и могут быть повторяемы произвольное число раз, пока не утомится аэронавт».

На 7 ноября был назначен последний полёт Петра Косякова. Решили провести его на максимальной высоте. Однако второпях аппарат не уравновесили, и он начал сам, без участия пилота, подниматься ввысь, на беду, уже в воздухе соскочила с шестерни цепь от педалей к колесу с поворачивающимися лопастями.
Газового клапана баллон не имел. Снизить аппарат не было никакой возможности, а он уже поднялся на высоту полторы тысячи метров. К счастью. Косяков сумел поправить цепь на шестерне. Что есть силы работая колесом, он погнал «снаряд» вниз и благополучно посадил его на опушке леса, в семи километрах от места старта!

Постройка аппаратов, эксперименты с ними стоили немалых денег. А.А.Пильстрем умер, а новых меценатов не появилось.

Энтузиасту удалось выпустить небольшую книгу о «летательном снаряде», в которой он писал, что «неблагоприятные обстоятельства» лишают его возможности довести работу до желаемого конца и сознание этого мучительно.

После 1900 года сообщения о работах доктора Данилевского в области воздухоплавания уже не появлялись. Мало-помалу не только его изобретение, но и само его имя стало забываться. Даже смерть замечательного изобретателя незадолго до начала Первой мировой войны (точная дата неизвестна) осталась незамеченной.

.

.

Источник:
Геннадий Черненко. Махолёт доктора Данилевского. Журнал «Тайны 20-го века» № 42, октябрь 2009 г.