Башко Иосиф Станиславович (1888-1946).
Иосиф Башко родился 27 декабря 1888 года в деревне Кастир Яшмуйжской волости Двинского уезда Витебской губернии. Окончил Белостокское реальное училище в 1908 году.
С 08.09.1908 г. по 06.08.1910 г. обучался во Владимирском военном училище.
06.08.1910 г. выпущен в 13-й саперный батальон.
08.09.1910 г. прибыл к батальону, назначен во 2-ю роту.
С 01.01.1911 г. по 06.10.1911 г. — хозяин офицерского собрания.
С 01.09.1911 г. по 06.10.1911 г. — исполнял дела делопроизводителя по хозяйственной части.
С 09.10.1911 г. по 01.09.1912 г. обучался в Офицерской воздухоплавательной школе.
28.09.1912 г. назначен на службу в 7-ю воздухоплавательную роту.
С 03.10.1912 г. — обучающий офицер воздухоплавательного класса.
С 10.10.1912 г. по 21.03.1913 г. — заведующий офицерской библиотекой.
11.11.1912 г. переведен в 7-ю воздухоплавательную роту.
26.03.1913 г. командирован в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы.
03.08.1913 г. переведен в 4-ю воздухоплавательную роту.
С 10.08. по 01.11.1913 г. обучался в Авиационном отделе.
19.12.1913 г. прикомандирован сроком на один год к постоянному составу школы.
С 19.12.1913 г. по 15.01.1914 г. — младший офицер 2-й роты.
С 08.01. по 28.02.1914 г. — временно заведующий воздухоплавательным и механическим классами.
С 28.03.1914 г. по 25.04.1914 г. — и.д. адъютанта батальона.
30.03.1914 г. — переведен в Ковенскую крепостную воздухоплавательную роту.
С 19.04.1914 г. — помощник командира дирижабля «Ястреб».
С 25.04.1914 г. — младший офицер 1-й роты.
18.07.1914 г. — прикомандирован к 13-й воздухоплавательной роте.
С 18.07. по 08.10.1914 г. — начальник сигнальной станции.
08.09.1914 г. — переведен в 13-ю воздухоплавательную роту.
08.10.1914 г. — прикомандирован к Эскадре воздушных кораблей для назначения в одну из команд аэропланов «Илья Муромец».
С 14.10.1914 г. — помощник командира воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский».
09.12.1914 г. — отправлен с командой корабля на театр военных действий.
С 13.12.1914 г. по 11.05.1915 г. — находился в составе Эскадры воздушных кораблей в Яблонне, действуя на фронте 1-й и 2-й армий.
С 27.03.1915 г. — временно командующий воздушным кораблем «Илья Муромец-Киевский».
11.05.1915 г. — с экипажем воздушного корабля командирован на боевую базу в г. Львов. Совершил перелет Яблонна-Львов.
С 11.05. по 11.07.1915 г. — находился на фронте 3-й армии.
С 28.05.1915 г. — командир воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский».
05.07.1915 г. — во время совершения боевого вылета был атакован тремя немецкими истребителями. Получил ранения «в область правого виска, правое ухо и правое колено».
11.07.1915 г. — эвакуирован для лечения в г. Петроград.
30.07.1915 г. — прибыл по выздоровлению.
30.09.1915 г. — командирован на боевую базу в Зегевольд.
С 30.09. по 08.10.1915 г. — участвовал в операциях на фронте 12-й армии.
14.12.1915 г. — вошел в состав 1-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей.
С 17.12.1915 г. по 23.04.1916 г. — действовал на фронте 7-й армии.
С 04.04.1916 г. — начальник 3-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей.
08.04.1916 г. — при взлете в м. Колодзиевка потерпел аварию и получил при ударе воздушного корабля об землю «сотрясение мозга, сильные ушибы ребер и правой стороны груди».
С 14.06.1916 г. по 06.04.1917 г. — участвовал в составе своего боевого отряда в операциях на Западном фронте.
19.07.1917 г. — при производстве бомбометания в районе Васильковцев был атакован неприятельскими истребителями, выдержал долгий и тяжелый бой, после чего возвратился на боевую базу на двух моторах.
В январе 1918 года общим собранием чинов 3-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей был утвержден в должности начальника боевого отряда, и одновременно избран командиром воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский».
20.02.1918 г. — совершил перелет Станьково-Бобруйск.
21.02.1918 г. — во время бегства частей русских армий Западного фронта, ввиду порчи одного из моторов воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский», был вынужден совершить посадку в расположении 1-го Польского корпуса генерала И.Р.Довбор-Мусницкого.
23.05.1918 г., — во время разоружения частей 1-го Польского корпуса германскими войсками, прорвавшими фронт, не желая сдаваться в плен, вылетел из г. Бобруйска на неисправном самолете. После пяти часов полета потерпел аварию у с. Желанье Желаньинской волости Юхновского уезда Смоленской губернии. При падении получил общую контузию всего тела, ушибы шеи, ног и спины. Был арестован «Юхновским совдепом по подозрению в шпионаже».
01.06.1918 г. — «препровожден под конвоем» в Москву. В начале июля освобожден, «как офицер, имеющий рабоче-крестьянское происхождение».
С 08.07.1918 г. — командующий Северной группой воздушных кораблей.
02.09.1918 г. — прибыл к месту стоянки эшелонов Северной группы воздушных кораблей и приступил к формированию «Красной эскадры».
В ноябре 1918 г., в составе Авиационной группы воздушных кораблей РККВВФ, отправлен на фронт.
25.11.1918 г. назначен летчиком-инструктором, с оставлением в прежней должности.
19.02.1919 г. сдал должность начальника Авиационной группы.
29.04.1919 г. Авиационная группа воздушных кораблей РККВВФ переименована в Дивизион воздушных кораблей «Илья-Муромец».
28.08.1919 г. назначен начальником отряда из двух воздушных кораблей на Южном фронте.
С 02.10.1919 г. — и.д. командира 1-го боевого корабля.
27.10.1919 г. — возвратился из отряда в дивизион.
С 01.01.1920 г. — после переформирования дивизиона, назначен начальником его технической части.
12.05.1921 г. — откомандирован в Ставропольский уездный военный комиссариат для увольнения от службы, «как уроженец Латвии».
12.07.1921 г. — возвратился в Латвию.
22.07.1921 г. — поступил на работу по вольному найму в Латвийский авиационный дивизион. Был прикомандирован в качестве офицера-инструктора и преподавателя теоретических дисциплин к авиационной школе.
09.10.1921 г. — принят на службу в авиацию, переименован в чин полковника Латвийской армии.
С 15.03.1922 г. — заведующий технической частью и оружием Авиационного дивизиона.
С 16.03.1923 г. — командир Авиационного дивизиона, по совместительству и.о. командира Технической дивизии Латвийской армии.
С сентября 1926 г. — с переформированием Авиационного дивизиона в Авиационный полк, назначен его командиром. С января по август 1929 года являлся слушателем Военных академических курсов.
С 17.09.1929 г. — начальник штаба Технической дивизии и и.о. инспектора Латвийской авиации.
С 27.11.1933 г. — командир Электротехнического дивизиона.
С 01.02.1935 г. — начальник штаба Технической дивизии.
05.10.1937 г. — Техническая дивизия переформирована в Батальон связи армии Латвии.
С 18.02.1938 г. — начальник авиации. Являлся создателем многих пособий и наставлений для летчиков Латвийской авиации. Написал мемуары о Первой Мировой войне, которые были изданы в Латвии в 1939 году под заглавием «Над землей врага».
10.05.1940 г. — произведен в генералы.
13.08.1940 г. — уволен от службы «по болезни». После увольнения проживал в своем имении, в Яшмуйже. В 1943 году, из-за многочисленных травм, полученных в авиационных авариях, частично потерял зрение.
Скончался 31 мая 1946 года.
Чины и звания:
Подпоручик — 06.08.1910 г.
Поручик — 01.10.1913 г.
Штабс-капитан — 07.07.1915 г.
Капитан — 21.09.1916 г.
Подполковник — 19.05.1917 г.
Полковник — 18.08.1917 г.
Награды:
-орден Святого Станислава 3-й степени — ВП от 21.10.1913 г.;
-орден Святой Анны 3-й степени — ВП от 05.06.1914 г.;
-орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» — ВП от 10.06.1915 г.;
-орден Святого Станислава 2-й степени с мечами — ВП от 10.06.1915 г.;
-орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом — ВП от 18.06.1915 г.;
-орден Святого Георгия 4-й степени — ВП от 08.07.1915 г. «…Будучи командиром воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский»… 11-го, 22-го и 28-го апреля, 1-го, 4-го, 5-го, 27-го и 28-го мая и 11-го и 14-го июня 1915 г., лично управляя кораблем, произвел 10 боевых полетов по заданию штабов 1-й, 2-й и 3-й армий; находясь во время полетов под обстрелом артиллерийского огня, сфотографировал важнейшие укрепленные пункты и позиции противника; брошенными же с вверенного ему корабля 2 пятипудовыми,2 двухпудовыми, 127 пудовыми и 40 десятифунтовыми бомбами во время этих полетов, было произведено разрушение железнодорожных путей, сооружений, составов и складов стан. Нейденбург, Вилленберг, Лович, Ярослав и Пржеворск, причем 14-го июня брошенными в стан. Пржеворск бомбами был взорван неприятельский поезд с боевым комплектом для артиллерии; в означенных полетах выполнил все данные ему задачи, обнаружил местонахождение неприятельских батарей и доставил своевременно важные сведения о группировке и движении войск противника»;
-орден Святой Анны 2-й степени с мечами — ВП от 28.11.1915 г.;
-орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» — ВП от 26.01.1917 г.;
-орден Святого Владимира 3-й степени с мечами и бантом — ПАФ от 05.10.1917г.
-Георгиевское оружие — ПАФ от 26.04.1917 г. «за то, что 12-го сентября 1916 г., в районе м. Крево, начальствуя 3 боевым отрядом воздушных кораблей и командуя кораблем «Илья Муромец — Киевский «, с явной для жизни опасностью, управляя кораблем, под губительным артиллерийским огнем и противодействием авиации противника, прорвался в глубокий тыл его у м. Боруны, сброшенными с корабля бомбами нанес существенный ущерб врагу и, несмотря на сильный огонь и появление в воздухе авиации неприятеля, самоотверженно действуя, оставался над Борунами в течение 10 минут, пока корабль не сбросил все бомбы, чем содействовал удачному выполнению общей задачи».
Высочайшее благоволение — 20.05.1916 г.
За период службы в Латвийской армии награжден:
-латвийским орденом «Трех звезд» 3-й ст. — 1929 г.,
-чехословацким орденом «Белого льва» 3-й ст. -1933 г.,
-эстонским орденом «Орла» 3-й ст. — 1933 г., финским орденом «Белой розы» 3-й ст. — 1933 г.,
-крестом Ватикана «Benemerenti» 2-й ст. — 1933 г.,
-польским орденом «Возрождения Польши» 3-й ст.,
-латвийским «Крестом айзергов» — 1935 г.,
латвийским орденом «Виестура» 2-й ст. — 1939 г.
Георгиевский кавалер Башко Иосиф Станиславович.
.
.
Список источников:
М.С.Нешкин, В.М.Шабанов. Биографический справочник «Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов.»
Сайт «РЕТРОПЛАНЪ» (retroplan.ru).