Кульнев Илья Ильич (1885-1915).
Русский морской летчик, старший лейтенант.
Родился 09 января 1885 года в Софии. Потомок героя Отечественной войны 1812 года генерала Я.П.Кульнева.
28 января 1904 года был выпущен из Морского кадетского корпуса мичманом. Принял участие в русско-японской войне. Побывал в плену. Много плавал. Совершил две «кругосветки».
В 1912 году заинтересовался авиацией. Окончил теоретические курсы авиации при Санкт-Петербургском политехническом институте, затем учился в Севастопольской авиационной школе.
В июне 1913 года окончил Севастопольскую школу авиации. Служил в морской авиации Балтийского флота.
29 (15 — ст.ст.) декабря 1913 года в Либаве (ныне Лиепая) совершил на высоте 300-400 м перевернутый полет в виде растянутой петли Нестерова на гидросамолете И.И.Сикорского С-10 «Гидро», положив тем самым начало высшему пилотажу на гидросамолетах.
Занимался испытательной деятельностью, в частности, 1 июня 1914 года выполнил первый испытательный полет на летающей лодке М-1, конструкции Д.П.Григоровича.
Осенью 1914 года Кульнев в районе острова Эзель (ныне Сааремаа) первым в России совершил ночной взлет и посадку на воду.
В начале 1915 года он совершил первый в России ночной полёт с пассажиром над Гельсингфорсом. Одним из первых лётчиков лейтенант Кульнев был награждён орденом за успешную разведку, проведённую им 20 августа 1914 года, когда он обнаружил отряд вражеских крейсеров.
Погиб 20 (7 — ст.ст.) мая 1915 года по новому стилю при катастрофе летающей лодки ФБА (F.B.A.) в Ревеле (ныне Таллинн). Считали, что причиной катастрофы был порыв ветра, «поддувший» маневрирующий на малой высоте аппарат.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 года.
В.Лавренец. На заре русской авиации и практической космонавтики.