Автожир «Казачок».
Разработчик: Ю.Корнеев
Страна: Россия
Первый полет: 2003 г.
Как известно, летательный аппарат – удовольствие не из дешевых, к тому же требующий хорошей летной подготовки. Мечтающие о небе энтузиасты все чаще и чаще берутся за разработку простых и надежных летательных аппаратов – автожиров. Один из них – изобретатель и конструктор из Сергиева Посада Юрий Корнеев, создавший на сегодняшний день уже целое семейство автожиров.
Его первый автожир под именем «Казачок-Первенец» поднялся в небо в 2003 году. Это был двухместный автожир с обогреваемой кабиной. Прежде автожиры делали, в основном, с тянущим винтом (спереди аппарата, что усложняло центровку). Корнеев же остановился на конструкции с толкающим винтом, перенес силовую установку назад, что сильно упростило центровку. А компоновка узлов обеспечила безопасный, маневренный и устойчивый полет.
Облет автожира производил пилот-конструктор Петр Грушин (внук академика П.Д.Грушина – выдающегося конструктора-ракетостроителя) и дал хороший отзыв о летных качествах «Первенца». Он же научил Корнеева летать на собственных машинах. Кстати, первый из «Казачков» жив-здоров до сих пор и, сменив хозяина, продолжает летать в Орске (общий налет уже более 1700 часов).
«Автожир – летательный аппарат с несущим винтом, свободно вращающимся под действием набегающего потока воздуха и создающим подъемную силу. Двигатель на автожире служит для создания тяги, обеспечивающей поступательное движение, – рассказывает Ю.Корнеев. – Главным и наиболее ценным свойством автожира является его безопасность. Она достигается отсутствием режима сваливания при потере поступательной скорости, возможностью при отказе двигателя выполнить посадку на неподготовленную площадку, соизмеримую с размерами самого аппарата, и малой чувствительностью к атмосферной турбулентности. Правда, надо оговориться, что безопасность автожира лишь тогда имеет место, когда он правильно спроектирован и грамотно изготовлен из надежных материалов.»
Начиная конструировать автожир, Корнеев решил, что аппарат должен быть с обогреваемой, закрытой кабиной и кроме всего прочего, иметь надежный и не капризный к нашим горюче-смазочным материалам мотор. К 2007 году он построил тщательно просчитанный и спроектированный в системе автоматизированного проектирования (САПР) двухместный автожир «Казачок-Рыжик». В 2009 году появился новый автожир с двигателем 2,5 л «Казачок-Золотой». Сегодня в арсенале конструктора – спроектированный с нуля и изготовленный двухместный вертолет – тоже «Казачок».
Один из «Казачков» был показан лишь однажды на слете легкомоторной авиации во Владимире. На Салоне «Архимед-2012» автожир Корнеева присутствовал только один день и далеко не все посетители смогли его увидеть, но автор аппарата успел получить диплом «Лучший изобретатель г. Москвы».
Впервые по-настоящему «Казачок» стал экспонатом на майской международной специализированной выставке Helirussia-2012 в «Крокус-Экспо». Многих посетителей заинтересовала, прежде всего, цена – 1,5 млн рублей, по которой готовы продавать автожир производители. Сегодня потребность в автожирах на российском рынке оценивается примерно в 1000 экземпляров в год. Однако даже при серийном выпуске никто из предполагаемых производителей не может предложить цену меньше 2,5 – 6 млн руб. И такая машина, как «Казачок», может составить серьезную конкуренцию.
Многое в «Казачке» делается по автомобильной технологии на хорошей производственной базе. На аппараты устанавливаются новые двигатели SUBARU 2,5 л мощностью 173 л.с., ограниченные винтом до 155-160 л.с. Два карбюратора с подогревом в зимних условиях. В качестве топлива используется бензин Аи-92, емкость топливного бака – 85 л, расход топлива – от 13,5 до 23 л/ч на разных режимах полета. Сдублированное питание (два электробензонасоса). Отопление обеспечивается печкой с двухскоростным режимом и возможностью регулировок приточного воздуха на ноги и лобовое стекло. Максимальный взлетный вес – 450-600 кг. Крейсерская скорость автожира 90-130 км/ч, максимальная – 160 км/ч. Дальность полета – до 500 км. Автожир оснащен множеством приборов для контроля работы систем. Также на нем стоят четыре посадочные, две полетные фары и проблесковый маячок. Гидравлические дисковые тормоза основных колес.
Юрий Корнеев уже научил летать на автожирах четырех человек, в том числе свою жену – Надежду. «Из женщин пилотов автожира, насколько я знаю, она первая в России», – говорит конструктор.
ЛТХ:
Длина аппарата (без учета ротора), м: 3,3
Ширина аппарата, м: 1,9
Высота аппарата, м: 2,9
Вес пустого (снаряженный), кг: 330-350
Максимальный взлетный вес, кг: 450-600
Емкость топливного бака, л: 85
Диаметр ротора, м: 9,14
Двигатель: 1 х ПД»SUBARU»
-мощность, л.с.: 1 х 173 (ограничен винтом до 155-160)
Расход топлива, л/ч: 13,5/23
Максимально допустимая скорость, км/ч: 160
Крейсерская скорость, км/ч: 90-130
Минимальная скорость горизонтального полета, км/ч: 30
Дальность полета, км: до 500
Скороподъемность, м/с: 3,5-8.
Автожир «Казачок» на авиасалоне «HeliRussia 2012».
Автожир «Казачок».
Автожир «Казачок».
Автожир «Казачок» на СЛА-2008.
Автожир «Казачок» на СЛА-2008.
Автожир «Казачок» на СЛА-2008.
Автожир «Казачок» на СЛА-2008.
Автожир «Казачок» на СЛА-2008.
Автожир «Казачок» на взлете.
Автожир «Казачок» в полете.
Автожир «Казачок» в полете.
Автожир «Казачок» на лыжном шасси.
Автожир «Казачок» на лыжном шасси.
Автожир «Казачок» на лыжном шасси.
Автожир «Казачок» на лыжном шасси.
Юрий Корнеев со своими «Казачками».
Кабина автожира «Казачок».
.
.
Список источников:
Сайт «Аэроказачок» (http://www.aerokazachok.ru/index.html).
Сайт «Сделано у нас» (http://www.sdelanounas.ru/blogs/18407/)
Фотоархив сайта russianplanes.net