Самолет-разведчик «Лебедь.ХI».
Разработчик: В.А.Лебедев
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1915 г.
В апреле 1914 года В.А.Лебедев арендовал у Императорского аэроклуба участок земли на Комендантском аэродроме, где основал предприятие, названное «Акционерное общество воздухоплавания В.А.Лебедева». Позднее таких участков стало два, площадью 1 десятина 862 квадратных сажени и 1812 квадратные саженей, с ежегодной выплатой аэроклубу 1100 рублей. Адрес звучал так «Новая Деревня, Комендантский аэродром (против скачек)». Контора Общества находилась на 5-й линии Васильевского острова в доме № 54. Первой продукцией фирмы стали самолеты французских фирм «Депердюссен», «Ньюпор» и «Фарман». С июля 1914 года начался выпуск бипланов «Вуазен», а в конце года завод освоил производство летающих лодок F.B.A. Средняя производительность предприятия в 1914 году составляла около 6 самолетов в месяц. Хотя все строившиеся аппараты не являлись оригинальными конструкциями, им присваивалось обозначение «Лебедь» с добавлением порядкового номера в виде римской цифры. Кроме вышеназванных аэропланов, строилась копия английского самолета Сопвич «Таблоид» под обозначением «Лебедь.VII» и «Лебедь.VIII», дальнейшим развитием которых стал «Лебедь.Х».
С началом войны Акционерное общество, кроме прочего, стало специализироваться на ремонте и восстановлении трофейных самолетов. За отремонтированный и за вновь построенный аппарат военное ведомство платило одинаково. Подобной деятельностью занимались и другие компании, а также авиапарки. Захваченные вражеские аэропланы достаточно активно использовались русской авиацией. Определяя их количество, можно говорить о 150-170 экземплярах. Наиболее удачными среди них признавались самолеты типа «Альбатрос». Спроектированный в начале 1914 года Эрнстом Хейнкелем, двухместный невооруженный биплан «Albatros В» с началом боевых действий показал себя очень хорошо, широко применялся, а впоследствии использовался как учебный (эти машины встречались до середины 30-х годов.).
Самолет имел много модификаций и разновидностей, его схему копировали другие фирмы. На заводе Лебедева в 1915 году восстановили около полутора десятков «Альбатросов», оснащенных рядными двигателями жидкостного охлаждения «Mercedes» в 100-150 л.с. и «Benz» в 120-140 л.с. Самолеты обозначались в официальных документах завода как «Биплан типа А1». Буква «А» указывала на принадлежность данного аппарата к «Альбатросам», арабские цифры (от 1 до 8) — на вариант. Практически все самолеты «Лебедь.ХI» отличались друг от друга и не только двигателями, но и количеством стоек, размахом, площадью крыльев. «Лебедь.ХI» сдавались заводом в 1915-1916 годах по мере поступления на предприятие различных частей и узлов, прежде всего двигателей, в основном типа «Salmson». Очевидно, при наличии большего количества моторов жидкостного охлаждения, этот тип получил бы более широкое распространение.
ЛТХ:
Модификация: Лебедь.ХI
Размах крыла, м: 14,50
Длина, м: 8,00
Высота, м: 3,30
Площадь крыла, м2: 43,00
Масса, кг
-пустого самолета: 820
-нормальная взлетная: 1170
Тип двигателя: 1 х ПД «Salmson»
-мощность, л.с.: 1 х 150
Максимальная скорость, км/ч: 108
Практическая дальность, км: 300
Практический потолок, м: 3000
Экипаж: 2
Вооружение: один 7,62-мм пулемет «Colt» и до 90 кг бомб.
Самолет-разведчик «Лебедь.XI».
Носовая часть самолета-разведчика «Лебедь.XI» с двигателем «Argus».
Самолет-разведчик «Лебедь.XI» с двигателем «Mercedes».
У самолета «Лебедь.XI» стоят (слева направо) Е.И.Марков, Л.П.Гончаров, Л.М.Шкульник и сборочный мастер Берг. Лето 1916 г.
Самолет-разведчик «Лебедь.XI» с двигателем «Argus».
Летнаб с пулеметом «Colt» в кабине «Лебедь.XI».
Лебедь.ХI. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Арон Шепс. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты.
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
Авиация и Время. Михаил Маслов, Виктор Куликов. «Лебедь.XII» и другие «Альбатросы» В.А.Лебедева.