Самолеты Михаила Попова.

В конце 1918 года в Курган из Самары была эвакуирована военно-авиационная школа. Городская комиссия по реквизиции и распределению квартир 18 декабря 1918 года выделила ей помещение для моторного класса на 50 человек в здании электротеатра «Прогресс», а команду мотористов разместила в помещении магазина на Нижне-базарной площади. Кроме того, школа занимала дом Вольно-пожарного общества. Городской ипподром был превращен в аэродром. За восемь месяцев авиашкола подготовила 50 летчиков. В это же время в Кургане находился авиапарк, которым командовал подполковник Орлов. При летной школе работали мастерские. В самолетах во время гражданской войны был дефицит, а запчасти и детали от разбитых аппаратов приказано было собирать и доставлять в Курган. Механик Попов в мастерских авиашколы собрал, как минимум, семь самолетов собственной конструкции. Они были одобрены пилотами. Создатель не мудрствовал над названиями, присвоив своему детищу свое имя и сопроводив его порядковым номером. Это были аэропланы «Попов.I», «Попов.II», и так далее.

Самолет «Попов.I» представлял из себя двухместный двухстоечный биплан с подкосами под консоли верхнего крыла, значительно превосходящего нижнее размахом и длиной хорды. Самолет был собран в основном из частей трофейных самолетов. Двигатель — «Hispano-Suiza» в 150 л.с. Появился позже других самолетов Попова.

В Ново-Николаевске летом 1919 года на средства биржевого комитета собрали самолет, который подарили армии. Из телеграммы военному министру от Ново-Николаевского биржевого комитета: «…радуясь своей возможности помочь дорогой нашей армии, шлет ей привет и в качестве подарка аэроплан истребитель, сооруженный в Ново-Николаевске средствами биржевого комитета инженером Поповым…». Самолет упоминается как «Попов.VII», летал в составе 3-го авиаотряда армии Колчака, который в это время базировался на ст. Вагай под Ялуторовском.

Об авиаконструкторе Михаиле Ивановиче Попове известно мало, а между тем в 1919-1921 годах он был известен в авиационных кругах. На Ходынском аэродроме в Москве все знали два его учебных самолета и называли их «Поповками». Самолеты неплохо летали.
М.И.Попов — студент-технолог Томского имени Императора Николая II Технологического института — уже в 1916 году начал строить в городе Ново-Николаевске (теперь Новосибирск) самолет своими силами и средствами. В 1919 году два его самолета и их автор появились в Москве. Самолеты Попова были в значительной степени собраны из частей других серийных самолетов, но по качествам превосходили исходные образцы.

Самолет М.П.(5). Это был двухместный двухстоечный биплан с двигателем «Le Rhone» мощностью 80 л.с. с крыльями от самолета «Лебедь.XII», но с центропланом на вертикальных стойках, капот двигателя неполный, снизу открытый.
Самолет М. П. (6), «Попов.II» . Тоже двухместный биплан, но с двигателем «Le Rhone» в 120 л.с., трехстоечный, со сравнительно длинным фюзеляжем, с округленными боками и верхом, с полным кольцевым капотом двигателя, с шасси по типу «Farman F.XXII», в самолете использованы части от самолетов «Лебедь» и «Ньюпор». На М.П.(6) было совершено много полетов военными летчиками и инструкторами Московской школы. Все очень одобряли самолет и выражали пожелание о его серийном выпуске.

По самолетам М.И.Попова не найдено никаких данных, зафиксированных документами.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Анатолий Кузьмин. Аэроплан, аэродром, аэростат. Газета «Курган и курганцы» № 29 от 18.03.2008 г.
Марат Хайрулин. Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне.