Легкий автожир «Рига-50».
Разработчик: СКБ РКИИГА
Страна: СССР
Первый полет: 26 августа 1968 г.
В конце 1966 года группа студентов, возглавляемая студентом 3-го курса механического факультета (МФ) В.Л.Устиновым, приступила к разработке проекта легкого одноместного автожира с мотоциклетным двигателем М-61. Под руководством преподавателя МФ института Д.П.Осокина были отработаны методики весового, аэродинамического и прочностных расчетов, выбрана схема автожира и определены его основные параметры и размеры. Одновременно велись работы по форсированию двигателя М-61. В июле 1967 года началось изготовление деталей и узлов конструкции. Активно работали Д.П.Осокин и студенты В.Устинов, В.Капустин, В.Савельев, О.Грабаренко, Е.Махоткин, В.Жук, Ю.Дунаевский.
В сентябре 1967 года автожир, получивший название «Рига-50», был собран. Наземные испытания, в том числе и испытания автожира, закрепленного в кузове автомашины ГАЗ-51, движущейся со скоростью 55-60 км/ч, подтвердили правильность проведенных расчетов. Ротор хорошо “забирал ветер” и быстро выходил на рабочие обороты. Вибрации конструкции не наблюдались, эффективность управления была вполне достаточной. 26 августа 1968 года автожир, пилотируемый Д.П.Осокиным, выполнил первый полет.
По результатам испытаний конструкция была доработана и создан модернизированный вариант автожира «Рига-50М». Коллектив энтузиастов-автожиростроителей увеличился, в работу включились инженеры В.Литанский, В.Пришлюк, студенты Р.Лукашун, С.Данилин, В.Аксютченко, В.Поздняков, О.Воробъев, И.Чуркин, А.Стефанский. Весной 1969 года «Рига-50М» был удостоен 1-го места на выставке-конкурсе студенческих научных работ вузов Латвийской ССР.
Валентин Устинов на автожире «Рига-50».
Наземные испытания автожира «Рига-50».
Автожир «Рига-50М».
.
.
Источник:
В.З.Шестаков. Рижский авиационный университет 1919-1999.