Дальний бомбардировщик Ту-2Д (65).
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1946 г.
Разработки ОКБ 1944-го года по созданию дальнего варианта Ту-2 не ограничились самолетом «67». «Соображения о выпуске самолета «65» были подготовлены начальником бригады общих видов С.М.Егером одновременно с запиской по самолету «67» — 30 октября 1944 года «65-я» машина создавалась путем модернизации серийного самолета Ту-2 № 201, построенного заводом № 166. При этом предполагалась замена моторов АШ-82 на моторы жидкостного охлаждения АМ-39 с турбокомпрессорами ТК-300Б. «Соображения» по самолету «65», за исключением моторного раздела, практически не отличались от записки по машине «67». Заканчивались они пожеланием, чтобы чертежи на самолет «65» разрабатывались так, чтобы они, по возможности, могли бы быть использованы и для самолета «67». ОКБ приступило к выпуску чертежей для модификации самолета № 201. Так как моторы АМ-39 оказались недоведенными, приняли решение поставить двигатели АМ-44 жидкостного охлаждения (мощностью 1650/1950 л.с.) с турбокомпрессорами АМ-ТК-1Б (ТК-300Б), винты АВ-5ЛВ-188Б диаметром 3,8 м с механическим управлением, топливная система с раздельным питанием, новые маслосистема и система запуска двигателей..
Напомним основные отличия от серийного Ту-2:
-заново спроектированы моторные рамы и капоты, бензосистема с кранами раздельного питания, маслосистема и система запуска,
-фонарь стрелка-радиста переделан под ВЭУ-1,
-сделан люк для спасательной лодки,
-поставлен управляемый стабилизатор,
-увеличен вынос колес основных стоек шасси вперед на 125 мм,
-установлен магнитный компас ПДК-44.
Вооружение должно было состоять из двух пушек ШВАК с боезапасом по 150 патронов, установок ВЭУ-1 (пушка Б-20, боезапас 200 патронов), ВУС-1 (пулемет УБТ Березина, боезапас 190 патронов) и ЛУ-68 (пулемет УБТ, боезапас 350 патронов).
Самолет был построен в мае 1946 года. С 21 мая 1946 года по 6 мая 1947-го проходили заводские испытания. Ведущим летчиком был Ф.Ф.Опадчий, ведущим инженером Н.А.Генов. Первый полет состоялся 1 июля 1946 года.
Хотя работа продолжалась без малого 12 месяцев, снять летные характеристики самолета «65» не удалось. И снова причиной тому стала недоведенность моторного хозяйства. Выходили из строя моторы, насосы, происходил выброс масла, пламени из ТК, моторы трясло… Экипажу не удалось совершить ни одного полноценного полета. По распоряжению министерства испытания самолета и работы по нему прекратили.
Как видим, самолеты «67» и «65» по сути были самолетами-близнецами, отличавшимися в основном только силовыми установками.
ЛТХ:
Модификация: Ту-2Д (65)
Размах крыла, м: 22,06
Длина, м: 14,42
Высота, м: 4,70
Площадь крыла, м2: 59,12
Масса, кг
-пустого самолета: 9540
-нормальная взлетная: 15960
Тип двигателя: 2 х ПД АМ-44ТК
-мощность, л.с.: 2 х 1950
Максимальная скорость, км/ч: 579
Практическая дальность, км: 2570
Скороподъемность, м/мин: 556
Практический потолок, м: 11000
Экипаж: 5
Вооружение: три оборонительных 12,7-мм пулемета УБТ (195 патронов на пулемет) и две 20-мм пушки ШВАК в корнях крыльев (150 снарядов на пушку)
Бомбовая нагрузка, кг: нормальная — 1000, максимальная — 4000.
Дальний бомбардировщик Ту-2Д (65).
Дальний бомбардировщик Ту-2Д (65).
Дальний бомбардировщик Ту-2Д (65).
Дальний бомбардировщик Ту-2Д (65).
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Максимилиан Саукке. Ту-2.
Крылья Родины. Николай Якубович. В воздухе и на земле.
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-2 и его модификации.
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Одиссея модернизаций Ту-2.
«Война в воздухе» №№ 66;67. Ту-2.