Легкий транспортный самолет Як-9 «Курьерский».

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1944 г.

Як-9 «Курьерский» являлся одномоторным двухместным транспортным (пассажирским) самолетом и предназначался для переброски по воздуху на значительные расстояния одиночных пассажиров в условиях противодействия истребительной авиации противника, через линию фронта в тыл противника и т.д.

В конструктивном отношении Як-9 «Курьерский» представлял собой комбинацию истребителя дальнего действия Як-9ДД с учебным вывозным двухместным невооруженным Як-9В и являлся образцом изготовления транспортного самолета на базе развернутого серийного производства истребителей типа Як-9. Крыло вместе с шасси было взято от Як-9ДД. Внутри крыла размещалось 9 бензобаков общей емкостью 845 л (630 кг). В крыло вделали фару для ночных посадок.

Фюзеляж с оперением и двигателем ВК-105ПФ был взят от Як-9В. В нем были произведены следующие основные изменения:
-установлен увеличенный маслобак (70 л);
-на левой панели приборной доски передней кабины установлен авиагоризонт, а на правой — щиток управления радиостанцией, которая размещалась между передней и задней кабинами;
-из задней кабины удалены ручное и ножное управления, а также приборная доска с приборами;
-задняя пассажирская кабина изнутри обтянута сукном и оборудована полом, съемным сидением и боковым карманом для карт или полевой сумки.
Обе кабины снабжены писсуарами, предусмотрен аварийный сброс фонарей передней и задней кабин. Полетная масса самолета 3100 кг, центровка — 26,4% САХ, противокапотажный угол при торможении — 29°40′.

В связи со смещением центровки назад продольная устойчивость стала несколько меньшей, чем у Як-9, а возможность более эфективного использования тормозов колес повысилась. Наличие второй кабины несколько ухудшило летные характеристики. Максимальная скорость стала меньше, чем у Як-9ДД на 10-15 км/ч. Остальные данные, включая дальность и продолжительность полета, остались практически такими же, как у Як-9ДД.

Благодаря тому, что Як-9 «Курьерский» по скорости и остальным летным характеристикам лишь незначительно уступал новейшим немецким истребителям Me-109G-2 и FW-190A-4,он мог обходиться без вооружения и без сопровождения другими истребителями.

Серьезным недостатком этого, как и других самолетов того времени, являлась малая дальность действия радиосвязи: дальность надежного приема наземной станции составляла 100 км, а самолетного передатчика — всего 60 км.

Як-9 «Курьерский» был изготовлен в единичном экземпляре на заводе №153 в июле 1944 года, проходил заводские испытания в августе-сентябре 1944 года (летчик А.Е.Пашкевич, инженеры Н.А.Авцын и В.К.Тарутин).

На госиспытания не предъявлялся, серийно не строился и фактически никогда не использовался.

ЛТХ:

Модификация: Як-9 «Курьерский»
Размах крыла, м: 9,74
Длина, м: 8,50
Высота, м: 3,00
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2260
-нормальная взлетная: 3100
Тип двигателя: 1 х ПД ВК-105ПФ2
-мощность, л.с.: 1 х 1240
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 511
-на высоте: 564
Практическая дальность, км: 1800
Скороподъемность, м/мин: 877
Практический потолок, м: 9500
Экипаж: 1
Полезная нагрузка: 1 пассажир.

1.Як-9 Курьерский

Як-9 «Курьерский».

2.Як-9 Курьерский в полете.

Як-9 «Курьерский» в полете.

3.Як-9В и Як-9 Курьер. Схема.

Як-9В и Як-9 «Курьер». Схема.

.

.

Список источников:
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Яковлев Як-9 Курьерский».