Планер А-15.
Разработчик: ОКБ Антонова
Страна: СССР
Первый полет: 1959 г.
Планер-паритель А-15 создан в конструкторском коллективе, возглавляемом генеральным конструктором О.К.Антоновым, в 1959 году и был спроектирован с учетом последних достижений планеризма в СССР и за рубежом. Строился серийно и много лет широко эксплуатировался в планерных клубах как у нас в стране, так и за рубежом, например в Венгрии и Голландии. На нем установлено более 20 всесоюзных и мировых рекордов.
Планер представляет собой цельнометаллический высокоплан со свободнонесущим крылом, V-образным оперением и одноколесным убирающимся шасси. Относится к открытому классу планеров. Вот какова его конструкция. Крыло однолонжеронной силовой схемы с металлической обшивкой, из двух отъемных консолей, имеет у корня ламинарный профиль NACА 643618. Форма профиля обеспечивается тридцатью нервюрами. Каждая состоит из двух частей- носка и хвостика. Носовая часть каждой нервюры для получения большей точности профиля крыла собрана из двух половин — верхней и нижней. Лонжерон крыла балочного типа, состоит из стенки и двух полок, выполненных из дюралюминиевых, прессованных профилей таврового сечения. Крыло снабжено выдвижными щелевыми закрылками, зависающими элеронами и воздушными тормозами. Элероны крыла нещелевые, состоят из двух частей, разделенных по размаху, выполнены с применением пластмассы. Каждый подвешен к крылу на шести петлях. Закрылок крыла, имеющий отклонение 18°, щелевой, выдвижной, укреплен на четырех кронштейнах с роликами, которые ходят по направляюшим, установленным в крыле. При отклонении закрылков уменьшается посадочная скорость и скорость полета при парении.
Для увеличения угла планирования при посадке и уменьшения скорости пробега служат тормозные щитки, размещенные за лонжероном каждой консоли между седьмой и десятой нервюрами и состоящие из двух половин — верхней и нижней. Когда тормоза закрыты, они вписываются в контур крыла. Когда же они выпущены, то представляют собой пластинки, поставленные под прямым углом к набегающему потоку. Эти пластинки нарушают плавность обтекания крыла воздухом, что резко увеличивает воздушное сопротивление планера и вызывает рост скорости его снижения. Пользуясь закрылками и воздушными тормозами. можно уверенно сажать планер на небольшой площадке. По концам крыла с целью предохранения от соприкосновений с землей установлены обтекатели, изготовленные из стеклопластика. Между первой и четвертой нервюрами размещены баки для водобалласта. Фюзеляж конструкции полумонокок состоит из 19 шпангоутов, металлической обшивки и посадочной лыжи.
Соединение обшивки осуществляется точечной электросваркой, на клею и заклепками впотай. В верхней части седьмого и восьмого шпангоутов установлены центральные балки, с которыми состыковано крыло. Фонарь и кабина размещены перед седьмым шпангоутом. Форма фонаря хорошо вписана в контур фюзеляжа, каркас его выполнен из труб. Сиденье летчика изготовлено из листового дюралюминия, а каркас спинки сварен из стальных труб. Наклон спинки может регулироваться. Расстояние от педалей до сиденья также регулируется по росту летчика. Под фюзеляжем между восьмым и девятым шпангоутами находится ниша шасси, куда убирается колесо, после чего ниша закрывается створками. Воздушные тормоза управляются рукояткой, расположенной в кабине слева. На девятнадцатом шпангоуте крепится костыль, состоящий из костыльной пятки и амортизатора. В носовой части фюзеляжа между первым и вторым шпангоутами укреплен буксирный замок, а в самом носке фюзеляжа — приемник указателя скорости. Крыло с фюзеляжем собираются очень быстро при помощи стыковочных болтов и деталей стыковки управления 8 крыле.
На планере предусмотрена установка кислородного оборудования и радиостанции. Электропитание обеспечивается аккумуляторной батареей. На приборной доске летчика имеются следующие приборы: магнитный компас, авиагоризонт. указатель скорости, двухстрелочный высотомер, высокочувствительный вариометр, индикатор — манометр кислорода и часы. Снизу размещены тумблеры включения оборудования, сверху — ручка буксирного замка. Оперение V-образное, состоящее из двух поверхностей, установленных под углом 45° к горизонтальной плоскости. Каждая поверхность делится соответственно на две: неподвижную и отклоняемую. Неподвижные поверхности выполняют функцию киля и стабилизатора. Отклоняемые работают как рули высоты и направления. Одновременное отклонение обеих половин рулей влево и вправо выполняется с помощью педалей, вверх и вниз — соответствующим продольным движением ручки управления.
Неподвижная часть оперения собрана из нервюр, лонжеронов и обшивки, которая соединена с нервюрами на клею. Рули состоят из лонжерона, нервюр и обода, обшиты полотном. Шасси состоит из колеса 300 х 125 мм, полностью убирающегося в полете. Оно укреплено на вилке на кронштейне, размещенном на восьмом шпангоуте. Уборка и выпуск шасси осуществляются механически — рычагом, расположенным справа от летчика. Колесо подвешено к вилке на амортизаторе.
ЛТХ:
Модификация: А-15
Размах крыла, м: 18,0
Длина, м: 7,20
Высота, м: 1,96
Площадь крыла, м2: 12,30
Масса, кг
-пустого: 310
-полетная: 390
Наибольшее качество планирования: 40
Наименьшая скорость снижения, м/с: 0,69
Мин. скорость снижения с закрылками, м/с: 0,75
Посадочная скорость, км/ч: 70
Экипаж, чел: 1.
Планер-паритель А-15.
Планер-паритель А-15.
Планер-паритель А-15.
Планер А-15 на стоянке.
Планер А-15. На втором плане самолёт-буксировщик Як-12.
Планер А-15. Аэродром Пахомово, 1967 г.
Планер А-15 заходит на посадку.
Планер А-15 в полёте.
Планер А-15 в полёте.
Планер А-15.
Планер А-15 из коллекции авиазавода «Прогресс», г.Арсеньев.
Планер А-15 в музее ВВС Монино.
Планер А-15 в музее ВВС Монино.
Планер А-15. Где-то в Германии.
Кабина планера А-15.
А-15. Схема 1.
А-15. Схема 2.
А-15. Схема 3.
.
.
Список источников:
Кирилл Сорокин. Антонов А-15.
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Фотоархив сайта russianplanes.net