Высотный самолет-разведчик БОК-1.

Разработчик: БОК
Страна: СССР
Первый полет: 1936 г.0.бок-1

Осенью 1936 года начались испытания цельнометаллического самолета, сконструированного работниками Бюро особых конструкций (БОК) ЦАГИ под руководством инженера В.А.Чижевского. По схеме, размерам и контурам этот моноплан был похож на известный АНТ-25. Самолет БОК-1 назывался еще «стратосферный», так как предназначался он в основном для полетов на больших высотах (12-13 тыс. м).

Крыло самолета площадью 78,8 кв.м имело почти такое, как и у АНТ-25, удлинение — около 13. В фюзеляже размещалась вставная двухместная герметичная кабина регенерационного типа, с минимальной утечкой воздуха. Кабину такого типа впервые в нашей стране установили на самолете сравнительно больших размеров. Вес пустого БОК-1 — 3482 кг, взлетный с нормальной нагрузкой — 4162 кг.

Летные испытания в основном подтвердили расчетные данные. С двигателем М-34РН мощностью 725 л.с. самолет показал скорость у земли 230 км/ час, на высоте 4 тыс. м — 242 км/час. Потолок при небольшой нагрузке достигал 14 тыс. м. В то же время испытания показали, что кабина требует доработки, в частности, значительного увеличения площади остекления. Под кабиной находился радиатор, поэтому в ней было очень жарко.

В последующих самолетах были в основном устранены недостатки.

Самолет БОК-1 предполагалось использовать в качестве высотного разведчика, и во второй половине 30-х годов на его основе были созданы модифицированные самолеты БОК-7, БОК-8 и БОК-11, на которых отрабатывалась конструкция герметизированной кабины, турбокомпрессорных установок для наддува двигателей и герметических кабин. Некоторые из этих машин имели вооружение с дистанционным электроуправлением. Подобные установки появились в США лишь несколько лет спустя.

БОК-8 — развитие самолета БОК-7. Для БОК-8, эскизный проект которого разрабатывался в 1939 году, проектировалась стрелковая установка. Была разработана электроавтосинхронная установка для прицеливания (прицел Резунова) и для управления стрельбой из гермокабины. Установка для наводки пулеметов, расположенных вне гермокабины была дистанционной. Схема — синхронно-следящая, на тиратронах с сельсинами. Авторы этой установки — инженеры В.С.Костышкин и К.В.Жбанов. Это было сделано задолго до реализации аналогичной установки в США на самолете В-29.

БОК-11 по конструкции планера — такой же как и БОК-7, но с дизельным авиадвигателем М-40 А.Д.Чаромского для увеличения дальности полета. Гермокабина трехместная. Самолет был построен в двух экземплярах в 1940 году и успешно прошел испытания. Проводилась подготовка к дальнему высотному перелету, но в предвоенной обстановке подобные перелеты состояться уже не могли. БОК было включено в ОКБ П.О.Сухого.

ЛТХ:

Модификация: БОК-1
Размах крыла, м: 30,00
Длина, м: 12,86
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 78,80
Масса, кг
-пустого самолета: 3400
-нормальная взлетная: 4880
Тип двигателя: 1 х ПД М-34РНБ
-мощность, л.с.: 1 х 830
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 240
-на высоте: 260
Практическая дальность, км: —
Скороподъемность, м/мин: 500
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 1.

1.Самолет БОК-1.

Высотный разведчик БОК-1.

2.БОК-1. 1

Высотный разведчик БОК-1.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.