Штурмовик Ил-16.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1945 г.0.Ил-16

Высокие летно-тактические данные штурмовика Ил-10, его способность в период принятия на вооружение и боевой работы на фронтах Великой Отечественной войны вести активный воздушный бой с истребителями противника определили начало проектных работ по еще более скоростному и маневренному штурмовику Ил-16 облегченного типа, которые развернулись в 1944 году, практически сразу же после завершения государственных испытаний Ил-10.

Штурмовик Ил-16 проектировался под новый двигатель жидкостного охлаждения М-43НВ с взлетной мощностью 1691 кВт (2300 л.с.), созданный в ОКБ А.А.Микулина. По своей схеме, аэродинамической и конструктивной компоновке Ил-16 был практически одинаков с самолетом Ил-10, но имел несколько меньшие по сравнению с ним геометрические размеры и массу. В сочетании с более мощным двигателем это должно было обеспечить новому штурмовику максимальную расчетную скорость 625 км/ч. Прочность конструкции самолета Ил-16 позволила ему выполнять все фигуры высшего пилотажа.

Схема бронирования самолета Ил-16 сохранялась практически такой же, как и на Ил-10, но толщина листов брони боковых стенок капота двигателя и боковых стенок кабины пилота и стрелка была уменьшена. Кроме того, увеличилась площадь незабронированной верхней передней части бронекорпуса.

Стрелково-артиллерийское поступательное вооружение самолета состояло из двух пушек НС-23 с общим боезапасом 280 снарядов и двух пулеметов ШКАС, которые имели 1400 патронов. Как и на всех предыдущих штурмовиках С.В.Ильюшина, это оружие устанавливалось в отъемных частях крыла. Предполагалось, что Ил-16 будет иметь нормальный бомбовый груз 200 кг и максимальный — 400 кг с размещением бомб как внутри самолета в двух отсеках, оборудованных в центроплане крыла справа и слева от бронекорпуса, так и снаружи на держателях наружной подвески. Однако в процессе дальнейшей проектной проработки самолета его нормальный бомбовый груз увеличился до 400 кг, а максимальный — до 500 кг. Заднюю полусферу Ил-16 защищала подвижная пушка Б-20 с боезапасом 150 снарядов и десять авиационных гранат АГ-2.

Таким образом, по своим проектным данным штурмовик Ил-16 имел практически одинаковую с Ил-10 мощь наступательного и оборонительного вооружения, но значительно превосходил своего предшественника по скоростным и маневренным характеристикам. Соответственно и боевая эффективность Ил-16 должна была стать значительно более высокой. Такой штурмовик был нужен фронту, и еще до проведения летных испытаний опытного самолета Ил-16 началась подготовка к его серийному производству.

В начале 1945 года серийный завод завершил постройку опытного самолета Ил-16, и летчик-испытатель В.К.Коккинаки совершил на нем первый полет. Выяснилось, что при таком мощном двигателе реактивный момент воздушного винта и короткий хвост сильно сказываются на продольной устойчивости самолета. Для ее улучшения на 500 мм удлинили отъемную хвостовую часть фюзеляжа, увеличили площадь вертикального оперения, а на руле направления поставили триммер. Доработанный самолет стал в воздухе более устойчив и лучше управляем. Тем не менее летные испытания Ил-16 затянулись из-за недостатков двигателя М-43НВ. Довести двигатель М-43НВ до требуемого состояния не удалось и летом 1946 года работы по самолету Ил-16 прекратили.

ЛТХ:

Модификация: Ил-16
Размах крыла, м: 12,50
Длина, м: 10,69
Высота, м: 3,60
Площадь крыла, м2: 24,00
Масса, кг
-пустого самолета: 4315
-нормальная взлетная: 5780
Тип двигателя: 1 х ПД Микулин АМ-43НВ
Мощность, л.с.
-номинальная: 1 х 2000
-взлетная: 1 х 2300
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 529
-на высоте: 576
Практическая дальность, км: 800
Скороподъемность, м/мин: 658
Практический потолок, м: 7600
Экипаж, чел: 2
Вооружение: две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и 12,7 пулемет УБТ стрелка-радиста; до 8 х РС-82 или РС-132
Бомбовая нагрузка: нормальный вариант — 400 кг.

1.Опытный штурмовик Ил-16.

Опытный штурмовик Ил-16.

Опытный штурмовик Ил-16.

2.Опытный штурмовик Ил-16.

Опытный штурмовик Ил-16.

Ил-16. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР (1938-1950).
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Яуза. Олег Растренин. «Летающие танки» Ильюшина.
Русавиа. Егоров Ю.А. Самолеты ОКБ С.В.Ильюшина.
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 03 за 2016 г. Олег Растренин. Уход «летающего танка».
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Сайт «Уголок неба». 2014 страница: «Ильюшин Ил-16».