Аэродромный вспомогательный самолет Як-40 «Калибровщик».

Отдельную группу спецвариантов Як-40 составляют самолеты-калибровщики радиотехнических средств посадки (РТСП). Такие варианты создавались как в СССР/России, так и за рубежом. Их внешним признаком были различные дополнительные антенны. Примером могут служить борта RA-87251 (зав. № 9310826) и RA-88164 (зав. № 9611846), которые до сих пор используюся в новосибирском СибНИА.

Из зарубежных экземпляров можно назвать борт HA-YLR (иногда обозначают как Yak-40E), который использовался в качестве калибровщика венгерской авиакомпанией «Malev». С этой целью самолёт оснащён комплектом оптических приборов, вычислительным комплексом и дополнительным индукционным датчиком. В комплект оптических приборов входят:
— два блока отражательных призм, один из которых размещён на нижней обшивке фюзеляжа между шпангоутами № 1 и 2, другой — на обшивке трапа между шпангоутами № 34 и 35;
— оптический визир ОПБ-1Р, для установки которого в полу по правому борту между шпангоутами № 11 и 11А сделан люк с блистерами, закрывающимися створками с электроприводом.

Вычислительный комплекс «Сиерра», предназначенный для обработки в полёте поступающей информации, располагается в переднем салоне по правому борту. Для операторов комплекса имеется два кресла, для штурмана-оператора по левому борту салона установлены кресло и откидной столик. По правому борту салона вместо одного из окон вмонтирован блистер для осуществления кино- и видеосъёмок.

Для тех же целей болгарская авиакомпания «Балкан» использовала Як-40 (зав. № 9521441, LZ- DOE), Чехословацкое управление аэропортов — борт OK-DHA (зав. № 9341230), а Польский авиационный институт — борт SP-GEA (зав. № 9230224). Два Як-40 применялись в роли калибровщиков в Югославии. Одним из них был военный борт 71505, позже получивший гражданскую регистрацию YU-AKV. Вторым стал борт 71503 (зав. № 9222020), ставший после перерегистрации YU-AKT и служивший калибровщиком с 2002 года. Оба самолета имели характерную шлейфовую антенну над центральным воздухозаборником и лепестковую антенну на носовом обтекателе.

Як-40 «Калибровщик» Новосибирского СибНИА.

Як-40 «Калибровщик» Новосибирского СибНИА.

Як-40 «Калибровщик» Новосибирского СибНИА.

Самолет-калибровщик РТСП на базе Як-40, из состава ВВС Югославии.

Як-40 «Калибровщик». Схема.

.

.

Список источников:
К.Г.Удалов, О.В.Шам. Самолеты Аэрофлота. Самолет Як-40.
Журнал «Авиация и Время» 2013-04. Сергей Комиссаров. Як-40 — реактивный первенец местных авиалиний.