Ближнемагистральный грузопассажирский самолет Як-40К.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1975 г.

С 1975-го по 1981 год самолёты Як-40 выпускались в так называемом конвертируемом варианте для грузовых и смешанных перевозок. Максимальная коммерческая нагрузка в грузовом варианте была увеличена до 3200 кг. Конвертируемый вариант Як-40К создан на базе серийного 32-местного самолёта и предполагает быструю перекомпоновку пассажирской кабины в грузопассажирский или грузовой вариант. Считается, что применение конвертируемого варианта обеспечивает более гибкое использование самолёта и большую экономическую эффективность. Як-40К может иметь следующие варианты компоновок: грузовой и грузопассажирский соответственно на 18, 14 и 10 пассажиров.

Грузопассажирский вариант рассчитан на перевозку пассажиров (10-18 чел.) с ручным багажом и грузов максимальной массой от 2150 до 1150 кг. При перекомпоновке пассажирского варианта самолёта в грузопассажирский в грузовом отсеке снимаются пассажирские кресла и ковровые дорожки. В зависимости от объёма перевозимого груза по шпангоуту № 20 или № 22 устанавливается легкосъёмная перегородка. Комфортабельность пассажирской кабины в этом варианте сохраняется такой же, как и на пассажирском самолёте. В грузовом отсеке устанавливаются швартовочные приспособления. Нижние боковые и оконные панели отделки отсека металлические. На нижних панелях нанесена разметка секторов загрузки.

При перекомпоновке пассажирского варианта самолёта в грузовой все кресла и ковровая дорожка снимаются и устанавливаются швартовочные приспособления. Погрузка грузов осуществляется через люк, расположенный в левом борту самолёта в районе второго и третьего окон. Проём люка закрывается крышкой размером 1270х1525 мм. Крышка подвешена к каркасу фюзеляжа на шомпольной петле и открывается наружу. Высота подъёма крышки над уровнем пола 1600 мм. В районе грузового люка усилены шпангоуты №№ 13; 14; 15 и 16, а также установлены два дополнительных шпангоута — 12Б и 16А.

Первые три самолета Як-40К (СССР-87383, СССР-87384, СССР-87385) с 15 июня по 20 сентября 1974 года успешно прошли эксплуатационные испытания в Эстонском, Тюменском и Дальневосточном управлениях ГА, после чего самолет был рекомендован в серию. Выпустили более 120 самолетов Як-40К (часть из них путем переоборудования обычных серийных Як-40). Позже часть из них были переделаны в вариант Як-40 «Салон».

Як-40К на стоянке. Фото В.Смирнова.

Як-40К на стоянке. Аэропорт Елизово, Камчатка. Июнь 2008 г.

Як-40К МВД России на стоянке.

Як-40К с открытым грузовым люком.

Як-40К после взлета.

Як-40К заходит на посадку.

Як-40К заходит на посадку.

Як-40К. Схема.

.

.

Список источников:
К.Г.Удалов, О.В.Шам. Самолеты Аэрофлота. Самолет Як-40.
Журнал «Авиация и Время» 2013-04. Сергей Комиссаров. Як-40 — реактивный первенец местных авиалиний.
Фотоархив сайта russianplanes.net