Летающая лаборатория Як-40 «Фобос».

Разработчик: КБ АРЗ № 407 ГА
Страна: СССР
Первый полет: 1989 г.

Самолёт-лаборатория Як-40 «Фобос» переоборудован из 27-местного самолёта Як-40 конструкторами Минского авиаремонтного завода № 407 ГА по техническому заданию научно-производственного объединения (НПО) им. С.А.Лавочкина и по технической документации, изготовленной в КБ А.С.Яковлева в 1989 году.

Самолёт Як-40 «Фобос» (заводской № 9322028, СССР-87304) предназначен для широкого спектра научно-исследовательских работ, проводимых НПО им. С.А.Лавочкина. В частности, с помощью этого самолёта проводится отработка создаваемых приборов и оборудования пилотируемых и беспилотных космических аппаратов, исследования природных ресурсов и окружающей среды, изучение подстилающей поверхности и атмосферных явлений, визуальная и приборная регистрация аномальных явлений естественного и искусственного происхождения. Кроме того, летающая лаборатория Як-40 «Фобос» позволяет проводить исследования атмосферы, солнечной радиации, спектрополяризационную съёмку загрязнения атмосферы и водных ресурсов.

Результаты работы летающей лаборатории позволяют производить экономический анализ ситуаций с окружающей средой с выдачей рекомендаций для народнохозяйственных нужд и задач экологии. Самолет использовался как ЛЛ до начала 1990-х годов, после чего был переоборудован в пассажирский и с 1993 года эксплуатировался сначала в Аэрофлоте, а затем в авиакомпании «Белгород Авиа» (борт RA-87304).

Самолёт Як-40 «Фобос».

Бортовой комплекс исследовательской аппаратуры на самолёте Як-40 «Фобос».

Бортаэролог за работой на самолёте Як-40 «Фобос».

Як-40 «Фобос». Схема.

.

.

Список источников:
К.Г.Удалов, О.В.Шам. Самолеты Аэрофлота. Самолет Як-40.
Журнал «Авиация и Время» 2013-04. Сергей Комиссаров. Як-40 — реактивный первенец местных авиалиний.