Летающая лаборатория Як-40РЭО.

Разработчик: НПО «Взлет»
Страна: СССР
Первый полет:

Як-40РЭО разработан коллективом научно-производственного объединения «Взлёт». Лаборатория предназначена для лётных испытаний пилотажно-навигационного оборудования различного назначения (инерционных систем, высотомеров, доплеровских измерителей и т.д.).

Испытываемое оборудование размещается на поворотном устройстве в контейнере под фюзеляжем самолёта-лаборатории. Длина контейнера 5,63 м, ширина 0,65 м, высота 0,6 м. Поворотное устройство позволяет изменять положение исследуемого прибора в диапазоне углов: — по курсу ±45°; — по крену ±30°; — по тангажу ±15° с дискретностью 5°.

Характерный облик этой машине придавал подвешенный под фюзеляжем контейнер длиной 5,63 м для размещения испытуемого оборудования, которое, благодаря специальному поворотному устройству, могло устанавливаться под различными углами по курсу, крену и тангажу. В контейнер могли быть помещены также два аэрофотоаппарата АФА-41. Точность установки АФА-41 и исследуемой аппаратуры относительно осей самолёта обеспечивается в пределах ±1-2′.

Дополнительно на борту Як-40РЭО установлено рабочее место штурмана, оборудованное комплектом необходимой аппаратуры. Кроме того, на летающей лаборатории имеется пять рабочих мест экспериментаторов, дополнительное нештатное пилотажно-навигационное оборудование и бортовая измерительная система.

В разработке летающей лаборатории принимал участие коллектив конструкторов под руководством А.А.Кирилина в составе: А.Л.Мартынова, Н.А.Самохвалова, В.Ф.Власова, Е.М.Бобыря, М.А.Салахова, В.Г.Смердова, Г.С.Эскина, Е.И.Лескова, Э.В.Филатьева. Бортовой номер Як-40 РЭО СССР-88238, заводской № 9640951.

По правому борту самолета находился большой блистер. В салоне располагались штурман и 5 экспериментаторов, в распоряжении которых был комплекс бортовой измерительной аппаратуры и нештатного пилотажно-навигационного оборудования. К 1992 году подфюзеляжный обтекатель и блистер демонтировали, и этот самолет стали использовать для исследований иного рода, о чем можно судить по появившимся на нем блокам отстрела пиропатронов, размещенным под корневыми частями крыла и на нижней стороне откидного входного трапа.

Самолёт Як-40РЭО.

Самолёт Як-40РЭО.

Вид на контейнер с поворотным устройством на Як-40РЭО.

Як-40РЭО. Схема.

.

.

Список источников:
К.Г.Удалов, О.В.Шам. Самолеты Аэрофлота. Самолет Як-40.
Журнал «Авиация и Время» 2013-04. Сергей Комиссаров. Як-40 — реактивный первенец местных авиалиний.