Учебно-тренировочный самолет Як-7В.
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1942 г.
Як-7В (вывозной) с двигателем М-105ПА (позднее — с М-105ПФ) и винтом ВИШ-61П представлял двухместный учебно-тренировочный истребитель и предназначался для вывозки молодых летчиков при их переходе с полетов на самолете УТ-2 к полетам на боевых самолетах-истребителях.
В конструктивном отношении Як-7В — это модификация серийного учебно-тренировочного истребителя Як-7УТИ (с теми же двигателем и винтом), который хорошо зарекомендовал себя в летных школах и строевых частях.
Модификация проводилась на основе опыта эксплуатации Як-7УТИ в 1941 году, вследствие чего Як-7В являлся более доведенным и как тип, в большей степени соответствовал своему назначению.
Целью модификации было упрощение производства и увеличение выпуска, а также дальнейшее повышение надежности, улучшение эксплуатационных качеств и удешевление самолета.
В отличие от Як-7УТИ у Як-7В шасси было сделано неубирающимся, снято вооружение, упрощена и облегчена конструкция. Переход к неубирающемуся шасси на вывозном самолете был признан целесообразным по следующим причинам:
-в связи с изъятием механизма уборки число шарниров сокращалось и износ шасси при длительной эксплуатации уменьшался;
-исключалась возможность складывания опор шасси из-за его неисправности или из-за ошибок ученика.
Предложение об установке неубирающегося шасси впервые было внесено начальником отдела серийного конструкторского бюро (СКБ) московского завода № 301 Черенковым еще 5 августа 1941 года. Он писал, что в целях упрощения производства и увеличения выпуска самолетов Як-7УТИ целесообразно выпускать их с неубирающимся шасси. Из практики эксплуатации машин Як-7УТИ совершенно очевидно, что они в убирающемся шасси не нуждаются.
От серийного Як-7УТИ выпуска 1941 года Як-7В отличался также следующим:
-куполы в крыле для колес шасси закрыты;
-в куполах сделаны люки для осмотра узлов крепления стоек шасси к крылу и крыла к фюзеляжу;
-механизм, проводка и агрегаты проводки, обеспечивающие уборку шасси, сняты;
-стойки шасси установлены вертикально, колеса поставлены без разворота (устранение выворота колес и наклона стоек шасси вовнутрь улучшило условия работы амортизаторов, пневматиков и шкворней крепления стоек к лонжерону крыла);
-хвостовое колесо сделано неубирающимся и увеличено до 300х125 мм;
-дюралевая вилка хвостового колеса заменена сварной из стали;
-в кабине инструктора поставлены поручни для удобства влезания в кабину, установлен дополнительный кран, позволяющий инструктору выключать тормозное управление ученика;
-с ручки управления самолетом в передней кабине снято управление огнем оружия;
-капот сделан без вырезов под вооружение;
-из передней и задней кабин снято кислородное оборудование;
-приборная доска передней кабины сильно упрощена: оставлены лишь пилотажные приборы и приборы контроля работы двигателя; на приборной доске передней кабины оставлены ложные кран шасси и щиток сигнализации положения шасси с зеленой и красной лампами.
На серийных Як-7В были установлены фибровые бензобаки без протектора, вмещающие 271 кг бензина.
Неубирающееся шасси не усложнило пилотирования. Напротив, в результате уменьшения полетной массы и изменения центровки устойчивость, управляемость и взлетные свойства улучшились, что привело к упрощению техники пилотирования самолета. Як-7В был прост в управлении и имел пилотажные качества, схожие с современными ему истребительными самолетами. Он мог эксплуатироваться с колесным и с упрощенным (за счет отказа от механизма уборки) лыжным шасси.
С колесным и лыжным шасси Як-7В имел запасы прочности, принятые для истребительных самолетов, и допускал выполнение почти всех основных фигур высшего пилотажа, а также штопора и пикирования, благодаря чему мог быть использован не только как вывозной, но и как пилотажно-тренировочный самолет. Як-7В допускал полет одного летчика как в передней, так и в задней кабине. При полете со свободной задней кабиной самолет был более устойчив, но возможность торможения была ограничена, и к использованию тормозов колес летчику следовало относиться более осторожно.
Як-7В имел ряд недостатков, например:
-не было прозрачной перегородки между кабинами и при открытом фонаре передней кабины в заднюю сильно задувало, поэтому полет без маски был практически невозможен;
-отсутствовало переговорное устройство между кабинами;
-не были установлены часы и др.
В производстве начиная со второй серии эти недостатки (кроме перегородки) были устранены, благодаря чему эксплуатационные качества Як-7В значительно улучшились.
Эталон Як-7В на 1942 год (самолет № 18-40) проходил совместные заводские и государственные испытания с 18 февраля по 4 марта 1942 года в Новосибирске. Испытания проводила бригада в составе: ведущий инженер и летчик-испытатель П.Я.Федрови (ОКБ), ведущий инженер А.Т.Степанец (НИИ ВВС) и инженер П.С.Лимар (ЛИИ).
В облете самолета приняли участие летчики-испытатели НИИ ВВС капитан Г.Я.Бахчиванджи, подполковник К.А.Груздев, Герой Советского Союза майор А.А.Зайцев и др., три летчика 119 и 20 запасных полков (ЗАП) и пять летчиков летно-испытательной станции завода.
Испытания проводились с лыжным и колесным шасси. Было произведено 23 полета обшей продолжительностью 9 ч. 35 мин. Як-7В прошел испытания удовлетворительно и был рекомендован к серийной постройке. Он выпускался серийно с мая 1942 года по декабрь 1943 года в количестве, полностью удовлетворявшем потребности ВВС. Всего выпущено 597 Як-7В (510 заново и 87 переделано из Як-7Б).
ЛТХ:
Модификация: Як-7В
Размах крыла, м: 10,00
Длина, м: 8,50
Высота, м: 2,75
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2210
-нормальная взлетная: 3010
Тип двигателя: 1 х ПД М-105ПА
Мощность, л.с.: 1 х 1050
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 410
-на высоте: 472
Практическая дальность, км: 619
Скороподъемность, м/мин: 758
Практический потолок, м: 9900
Экипаж: 2.
Учебно-тренировочный самолет Як-7В.
Учебно-тренировочный самолет Як-7В.
Учебно-тренировочный самолет Як-7В.
Як-7В на лыжном шасси.
Як-7В ВВС ПНР.
Як-7В. Рисунок.
Як-7В. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны.
Авиация и Время. Константин Косминков. Многоликий Як-7.
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Як-7. Три эскиза.
«Война в воздухе» № 31-34. Истребители Як-1/3/7/9 во Второй Мировой войне.