Учебно-тренировочный самолет НВ-2 (НВ-2бис, УТИ-5).

Разработчик: В.В.Никитин
Страна: СССР
Первый полет: 1935 г.0.НВ-2

Более десяти лет проработал Василий Васильевич Никитин (1901-1955) в конструкторских бюро Д.П.Григоровича и Н.Н.Поликарпова. Накопленный опыт в дальнейшем позволил ему создать до полутора десятков оригинальных легких самолетов. Без отрыва от основной работы он научился летать и почти все свои машины сам испытывал в воздухе.

Одним из наиболее удачных был, созданный им, одноместный тренировочный самолет НВ-2. Этот низкоплан деревянной конструкции, с шасси, убираемым в обтекатели под крылом, построили в 1935 году в основном студенты Московского авиатехникума на средства, выделенные Осоавиахимом. На НВ-2 летали многие летчики-инструкторы московских аэроклубов. Самолет (вес пустого 385 кг, взлетный — 750 кг) с двигателем М-11 развивал скорость до 230 км/час и поднимался на высоту 5800 м.

Как и все другие самолеты В.В.Никитина, моноплан НВ-2 отличался хорошей отделкой и внешне напоминал истребитель И-16. Его фюзеляж типа монокок был выклеен из шпона и обтянут полотном. Крыло площадью 11 квадратных метров неразъемное, деревянное, обшитое фанерой и также оклеенное полотном.

Удачную схему НВ-2 конструктор использовал затем для учебно-тренировочных самолетов НВ-2бис и УТИ-5 с двигателем МГ-31 в 300 л.с. Следует отметить, что в испытаниях УТИ-5 принимали участие пилоты-инструкторы аэроклубов.

В годы Великой Отечественной войны В.В.Никитин работал главным инженером, затем главным технологом ремонтных авиационных предприятий, а в последние годы жизни — заместителем главного конструктора вертолетов Н.И.Камова.

УТИ-5 (НВ-2бис — МГ-31) — тот же НВ-2, но соответственно усиленный под двигатель МГ-31. Выполнен был самолет очень чисто и лучше, чем серийный И-16, на который он очень походил по внешнему виду. Выпущен он был по заказу УВВС и испытан летчиками НИИ ВВС, ГВФ и Осоавиахима (расширенные заводские испытания). Всего на нем летало до 40 летчиков. Было признано, что самолет хорош и соответствуют своему назначению как учебно-тренировочный истребитель, тем более, что на нем был синхронный пулемет ШКАС с 250 патронами. ВВС заказали серию в 20 самолетов, которая не была закончена.

ЛТХ:

Модификация: НВ-2
Размах крыла, м: 8,60
Длина, м: 6,15
Высота, м: 2,14
Площадь крыла, м2: 11,00
Масса, кг
-пустого самолета: 385
-максимальная взлетная: 750
Тип двигателя: 1 х ПД М-11
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 230
Крейсерская скорость, км/ч: 205
Практическая дальность, км: 320
Практический потолок, м: 5800
Экипаж: 1.

1.Учебный самолет НВ-2 на лыжном шасси.

Учебный самолет НВ-2 на лыжном шасси.

2.Учебный самолет НВ-2 на стоянке.

Учебный самолет НВ-2 на стоянке.

3.Учебный самолет НВ-2 на стоянке. 2

Учебный самолет НВ-2 на стоянке.

2а.Учебный самолет НВ-2 на стоянке.

Учебный самолет НВ-2 на стоянке.

4.Учебный самолет НВ-2бис (УТИ-5). 1

Учебный самолет НВ-2бис (УТИ-5).

5.НВ-2бис (УТИ-5). 2

Учебный самолет НВ-2бис (УТИ-5).

6.НВ-2бис (УТИ-5). 3

Учебный самолет НВ-2бис (УТИ-5).

7.НВ-2бис (УТИ-5). 4

Учебный самолет НВ-2бис (УТИ-5). Вид спереди.

8.НВ-2бис (УТИ-5). 5

Учебный самолет НВ-2бис (УТИ-5). Вид сзади.

9.НВ-2бис(сверху) и НВ-2.

Самолеты НВ-2бис и НВ-2.

10.НВ-2. Схема

НВ-2бис. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.