Поисково-спасательный вертолет Ми-4ПС.
Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1956 г.
В 1956 году партия серийных вертолетов Ми-4 прошла доработку в поисково-спасательный вариант. Позже в Казани часть машин сразу строилась в таком варианте под обозначением Ми-4ПС. Ми-4ПС снабжался стрелой с лебедкой грузоподъемностью до 150 кг, веревочной лестницей, радиостанциями: поисковой АРК-У2, аварийной АВРА-45 и дополнительной РСБ-5. На борт брались надувные плоты и лодки ЛАС-5М для сброса терпящим бедствие на море. В грузовой кабине мог устанавливаться дополнительный 500-литровый бензобак. В состав экипажа входил медработник, рабочее место которого располагалось по правому борту между 1 и 2 шпангоутами.
В 1958 году приступили к созданию поисково-спасательного вертолета, оснащенного радиотехническими средствами обнаружения. Главной особенностью машины (Ми-4ПС) стало наличие РЛС «Рубин-В», ранее апробированной на противолодочном Ми-4М. Кроме того, в кабине установили два дополнительных топливных бака, по бортам смонтировали бомбодержатели для световых маяков и авиабомб-красителей водной поверхности. Вертолет оснастили надувными баллонетами, позволявшими садиться на воду. Испытания Ми-4ПС проводились на Химкинском водохранилище в Москве осенью 1959 года и весной 1960 года. В целом они прошли успешно, отмечалось, что режимы взлета-посадки не представляют трудностей, возможно свободное руление по воде со скоростью 15-20 км/ч. Основным недостатком машины стала значительно возросшая масса пустого снаряженного вертолета. В ОКБ проделали большую работу по повышению весового совершенства Ми-4ПС, после чего он выпускался серийно.
В санитарном варианте в грузовой кабине размещались 8 съемных носилок для лежачих больных, место медработника со столиком и медоборудованием. Некоторые Ми-4 переоборудовались в «летающие операционные». В этом случае в грузовой кабине устанавливали операционный стол, хирургическое оборудование, средства освещения. Известны случаи использования «четверки» как «летающей поликлиники». Так, в 1963 году в Тандымском районе Узбекистана (позже — в иных районах) в течение месяца успешно работала бригада врачей, состоявшая из терапевта, фтизиатра, рентгенолога, окулиста, эпидемиолога и акушера-гинеколога. Необходимое медоборудование располагалось на борту.
Машина Ми-4ПС (спасательный) № 0147 силами завода п/я 388 в 1962 году была переделана в противолодочный вариант. Установлена аппаратура (вероятно, поиска ПЛ) с РЛС АД1-000. Переоборудованный вертолёт, согласно приводимому документу, получил обозначение Ми-4ДФ «Дельфин» (Фото).
ЛТХ:
Модификация: Ми-4ПС
Диаметр главного винта, м: 21,00
Длина, м: 26,80
Высота, м: 4,40
Ширина, м: 2,00
Масса, кг
-пустого: 5250
-нормальная взлетная: 7250
-максимальная взлетная: 7800
Топливо, л
-внутренние: 600 (800)
-с дополнительным баком: 914 (1200)
Тип двигателя: 1 х ПД АШ-82В
-мощность, кВт: 1 х 1250
Максимальная скорость, км/ч: 185
Крейсерская скорость, км/ч: 140
Дальность действия, км
-при номинальном топливе: 410
-с макс. запасом топлива: 500
-с 1 ПТБ: 660
Макс. скороподъемность, м/мин: 336
Практический потолок, м: 5500
Статический потолок, м: 2000
Экипаж, чел: 1-2
Полезная нагрузка: до 8 пассажиров + 1 сопровождающий или 1200 кг груза (максимально — 1600 кг).
Вертолет Ми-4ПС.
Ми-4ПС с бригадой врачей в Тандымском районе Узбекской ССР. 1963 г.
Ми-4ПС в окраске Аэрофлота. Шпицберген.
Инспекция на Шпицбергене у Ми-4ПС. 1970 г.
Ми-4ПС проводит эвакуацию в горах Киргизии. 1974 г.
Ми-4ПС ВВС Болгарии.
Бортовая лебедка на Ми-4ПС.
Ми-4ПС переоборудованный в модификацию Ми-4ДФ «Дельфин».
Ми-4ПС переоборудованный в модификацию Ми-4ДФ «Дельфин».
Ми-4ПС переоборудованный в модификацию Ми-4ДФ «Дельфин».
Ми-4ДФ «Дельфин». Чертеж.
.
.
Список источников:
Е.И.Ружицкий. Вертолеты.
Дмитрий Гай. Вертолеты зовутся Ми.
Авиация и Время. Юрий Пучков, Андрей Хаустов. Ми-4 достигает цели.
Вадим Михеев. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет.