Ротативные авиационные двигатели «Clerget» (Клерже).
Ротативный двигатель типа «Clerget», французской фирмы «Societe Clerget-Blin et Cie», имел несколько большую, чем двигатели «Gnome» и «Le Rhone» удельную массу (1,52 кг/л.с. против 1,34-1,38 кг/л.с). Однако это с лихвой окупалось большей надежностью и безотказностью в работе, обеспеченной в частности системой двойного зажигания с двумя свечами на цилиндр, а также — повышенными эксплуатационными удобствами авиадвигателя.
Основные серийные модификации моторов «Clerget», применявшиеся для нужд авиации в Первую Мировую войну: 7Z — 7 цилиндров, 80 л.с, 9Z — 9 цилиндров, 110 л.с, 9B/BF — 9 цилиндров, 130/140 л.с.
Кроме производства во Франции, лицензионный выпуск ротативных двигателей конструкции «Clerget» в годы Первой Мировой войны был также налажен в Великобритании на заводах компаний «Gwynnes Limited», «Ruston Proctor» и «Gordon Watney». Там же выпускали английские двигатели Bentley BR.1 (заменившие Clerget 9B на истребителях Sopwith «Camel») и Bentley BR.2 для истребителей Sopwith 7F.1 «Snipe».
Двигатель «Clerget 9B».
Двигатель Clerget 9В. Музей ВВС Монино.
Двигатель Clerget 9В. Музей ВВС Монино.
Самолет-разведчик Анатра «Анаклер» с двигателем «Clerget 9Z».
Летающая лодка М-17 с двигателем «Clerget».
Летающая лодка М-2 с двигателем «Clerget».
.
.
Список источников:
В.Кондратьев. Фронтовые самолеты Первой мировой войны.
Журнал «Двигатель» №№ 5-6 за 2000 г.