Поршневой авиационный двигатель М-90.

Разработчик: ОКБ завода № 29
Страна: СССР
Год постройки: 1939 г.

В начале ноября 1939 года, буквально за несколько дней до отъезда Н.Н.Поликарпова в Германию, в его конструкторское бюро поступили основные характеристики авиадвигателей, которые в ближайшем будущем могла предложить отечественная промышленность.

Двухрядный 18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-90 (который также обозначался как 2М) был многообещающим и представлялся с первоначально заявленной мощностью 1600 л.с.

Разработка двигателя М-90 была начата еще А.С.Назаровым и выполнялась группой конструкторов под руководством А.М.Анашкина, Г.П.Водолажского и А.В.Выгодина. Затем к ним подключился В.Г.Федичев, который стал ведущим конструктором по М-90.

В отношении этого мотора отмечалось, что спроектирован он был за рекордно короткий срок — в период с 15 мая по 15 августа 1939 года. Уже 29 ноября 1939 года первый М-90 поставили на испытательный стенд.

Несмотря на подобные оптимистические настроения, мнение Николая Поликарпова в отношении отечественных авиамоторов было неоднозначным. Он понимал, что эти двигатели могут и не появиться в срок, поэтому имел некоторую надежду на другие варианты получения мощных силовых установок. В частности, конструктор неоднократно обращался к руководству авиапромышленности с просьбой закупить лицензию на американский «Pratt & Whitney» или немецкий BMW-801. Существует предположение, что поездка Поликарпова в Германию была во многом связана с надеждой получить именно упомянутый BMW-801. В январе 1940 года конструктор окончательно понял, что шансы на приобретение импортного авиадвигателя весьма призрачны, поэтому он все свои надежды связал с М-90 и именно под него начал разработку нового истребителя.

В ОКБ Н.Н.Поликарпова 25 апреля 1940 года поступил лишь некондиционный мотор с увеличенным весом для приобретения опыта работы с ним на земле и отработки капота. В мае заместитель наркома В.П.Кузнецов пообещал, что М-90 поступит во второй половине июня, но и этот срок также не был выдержан. Оставалось надеяться, что ОКБ завода № 29 сможет как можно быстрее преодолеть встретившиеся затруднения.

Спустя несколько месяцев проектные и доводочные работы на двигателе шли по плану, поэтому в мае 1940 года планировалось приступить к его государственным испытаниям.
М-90 открывал дорогу новому поколению авиадвигателей, однако, как любое принципиально новое изделие, требовал длительной экспериментальной отработки. Работа шла планомерно до 22 июня 1941 года. В это страшное утро страна вступила в войну с Германией. В июле М-90 был поставлен на Госиспытания, но в то время г. Запорожье уже подвергался бомбардировкам, и его доводка оказалась затруднена.

В августе 1941 года, в связи с приближением фронта к Запорожью, завод № 29 был эвакуирован в Омск. Здесь под руководством Е.В.Урмина продолжались работы по двигателям М-88, М-89 и М-90. Однако двигатель М-90, имевший хорошие заявочные характеристики мощности и удельного веса, не был отработан и доведен до кондиции. Его стендовые испытания завершились в эвакуации. Только в 1943 году была постепенно доведена до максимума взлетная мощность этого мотора до 1750 л.с. У более поздней модификации этого мотора М-90Ф взлетная мощность достигала 2080 л.с. Однако было еще далеко до установки М-90 на самолеты, поскольку приемлемой надежности от двигателя добиться не удалось. К тому же А.Д.Швецов получил эти же характеристики на двигателе М-71. Работы по доводке М-90 были прекращены.

ТТХ:

Тип: М-90 (двухрядный, 18 цилиндров)
Производитель: завод № 29 ( г. Запорожье)
Диаметр, мм: 1298
Сухой вес, кг: 850
Мощность, л.с.
-максимальная: 1600
-взлетная: 1700
-на высоте 6000 м: 1500
Удельный вес кг/л.с.: 0,56

.

.
Список источников:
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.
Лев Берне. Цель жизни — строить моторы.