Тактическая авиационная ракета Х-25 («изделие 69», Х-25Л).

Разработчик: ОКБ «Звезда»
Страна: СССР
Начало разработки: 1970 г.
Испытания: 1973 г.
Принятие на вооружение: 1976 г.

Опыт применения первых отечественных управляемых ракет класса «воздух-земля» не был вполне удовлетворительным. Основным недостатком командного наведения была повышенная загрузка летчика — обнаружив цель, ему приходилось непрерывно удерживать метку прицела на цели и трассере ракеты, продолжая пилотировать самолет, следить за воздушной обстановкой и вести боевое маневрирование (последнее при этом было крайне ограниченным). Помимо невысокой точности, повышение эффективности оружия достигалось лишь ростом нагрузки на летчиков — с их точки зрения, применение управляемых ракет первого поколения усложняло задачу и затягивало время боевого захода, ведь после сброса обычных бомб или пуска НАР он был свободен в маневре и мог выйти из атаки. Повысить боевую эффективность авиационный управляемых ракет можно было только переходом на принципиально новые способы наведения, которые бы дали возможность увеличить дальность и точность ракет, освободив летчика от необходимости управления ими. Требовалось создание автономных головок самонаведения (ГСН), которые бы могли с высокой степенью самостоятельности вести поиск, распознавание и наведение на цель.

Достигнутый в стране уровень развития новых технологий, микроэлектроники и оптико-электронной техники позволил к середине 70-х годов сконструировать работоспособные системы самонаведения, пригодные для оснащения авиационный управляемых ракет. Наиболее эффективными оказались лазерные и телевизионные комплексы целеуказания и самонаведения. Лазерная ГСН состоит из приемного устройства с фотодетектором, подвижной фокусирующей системы (координатора цели), отслеживающей объект атаки, и блока аппаратуры, который обрабатывает сигналы координатора, определяет направление па цель и формирует команды управления, подающиеся на рулевые приводы. Принципиально лазерная ГСН схода с инфракрасной, но требует подсветки цели направленным лучом оптического квантового генератора (лазера), установленного на самолете-носителе, другом самолете — целеуказателе или авианаводчиком с земли. Поэтому в отличие от пассивного ИК-самонаведения лазерное носит название полуактивного. Подсвеченная цель отражает рассеянный лазерный луч и становится вторичным источником излучения, на который и наводится ГСН. Убедившись в устойчивом захвате цели, о чем сообщает индикация в кабине, летчик производит пуск.

1.Проекции Х-25. Схема.

Проекции Х-25. Схема.

Разработка управляемой ракеты Х-25 («изделие 69») для оснащения истребителей-бомбардировщиков началась в ОКБ «Звезда» в 1970 году. Работы проводились в сотрудничестве с ОКБ П.О.Сухого, на самолётах которого предполагалось использовать ракету, и отраслевыми институтами. За основу конструкции была взята ракета Х-23. На ракету было решено установить лазерную головку самонаведения 24Н1, разработанную в ЦКБ «Геофизика» под руководством Д.М.Хорола. Для компенсации смещения центра тяжести вперёд в хвостовой части была установлена дополнительная БЧ массой 24 кг. Площадь рулей и оперения была увеличена.

2.Х-25. Компоновочная схема.

Х-25. Компоновочная схема.

Зимой 1973 года начались испытания ракеты. Было проведено 36 полётов на Су-7БМ и Су-17М с 12 пусками (один с залпом из двух ракет). После анализа результатов стрельб было принято решение о продолжении работы на более новом Су-17М2, обеспечивающем большую точность прицеливания. Результаты были неудовлетворительны по точности и испытания продолжили на Су-17М2, имевшем более совершенное прицельное оборудование. Осенью 1974 года на Государственные испытания был представлен авиационно-ракетный комплекс Су-17МКГ (Су-17М с квантовым генератором). Были выполнены 69 полетов, в том числе 30 с пусками Х-25. Затем Х-25 испытывались на МиГ-27К, оснащенном лазерно-телевизионной прицельной системой «Кайра» с подвижным лучом, отрабатывалась и подсветка целей с земли.

3.МиГ-27К (МиГ-23БК) с четырьмя ракетами Х-25.

МиГ-27К (МиГ-23БК) с четырьмя ракетами Х-25.

Первым на вооружение приняли «Прожектор-1» в комплексе с лазерным дальномером «Фон» (на самолетах Су-17М2), наиболее простую систему в подвесном контейнере, жестко закрепленном на самолете. Лазерный луч мог отклоняться вниз относительно оси носителя, из-за чего подсветка цели и атака могла выполняться как с пикирования, обычно под углом 15-25°, так и с горизонтального полета на небольшой высоте. Высота пуска лежала в пределах 500-4000 м, дальность — от 3 до 7 км при скорости носителя 730-1000 км/ч. После пуска, летчику следовало лишь удерживать марку прицела на цели, сохраняя угол пикирования и направление на объект атаки (с дистанции 7 км для надежного наведения требовалось 8-10 секунд выдерживать режим полета). Точность стрельбы Х-25 с «Прожектором» в картинной плоскости давала вероятное круговое отклонение 6,4 м.

Более совершенный лазерный дальномер — целеуказатель «Клен» разработки Уральского оптико-механического завода (в «Суховском» исполнении «Клен-ПС» и «Клен-54» на самолетах Су-17М3, Су-17М4 и Су-25, а также «Миговском» «Клен-ПМ», на МиГ-27М/Д) позволял отклонять луч в пределах +12° по азимуту и +6-30° по углу места. Цели можно было атаковать и с горизонтального полета, но по точности предпочтительным оставался пуск с пикирования под углом 25-30° с расстояния 4-5 км при скорости 800-850 км/ч. Траектория полета Х-25 при этом представляла найти прямую линию с углом подхода ракеты к цели, близким углу пикирования. «Клен» меньше сковывал летчика в маневре после пуска.

В комплексе с лазерно-телевизионной системой «Кайра» на МиГ-27К и Су-24М ракета может применяться с горизонтального полета. К цели она при этом идет по более сложным траекториям, что позволяет самолету при целеуказании не входить в зону действия ПВО. Кроме того, комплекс «Кайра» обеспечивает поиск целей при помощи электронно-оптического видикона (устройство, подобное телекамере), сканирующего местность и выдающего многократно увеличенное изображение интересующих объектов на телеиндикатор в кабине. После захвата ГСН ракеты обнаруженной и облученной цели летчику требуется лишь удерживать ее изображение в перекрестии прицела на экране, автоматически отслеживая ее лазерным лучом, способным даже «заваливаться» назад по углу места. В программно-корректируемом (ПКС) или автоматически корректируемом (АКС) слежении луч удерживается на цели с участием бортовой ЦВМ, а летчик лишь контролирует точность подсветки. При этом он может выполнять противозенитный маневр, оставляя цель в поле зрения лазера, ведущего ее автосопровождение и облучение. Название комплекса было выбрано не случайно: кайра — это единственная птица, у которой глаза в полете могут смотреть в разные стороны и в «хвост» (как и видикон «Кайры» самолетный). Ракета принята на вооружение в 1976 году.

Х-25 построена по нормальной аэродинамической схеме. В носовом отсеке установлена головка самонаведения. Второй отсек занимают рулевые приводы и система управления. Привод рулевых машинок рулей и элеронов осуществляется от баллона со сжатым воздухом. Третий отсек представляет собой основную БЧ типа Ф-25-1М массой 112 кг (80 кг ВВ). В четвёртом отсеке установлен твердотопливный ракетный двигатель ПРД-228 с боковыми соплами. За ним идёт отсек энергообеспечения. Хвостовой отсек занимает жополнительная БЧ Ф-25-2М массой 24 кг (13 кг ВВ). Обе БЧ снабжены готовыми осколочными элементами.

Ракеты применяются с пусковых устройств АПУ-68У/УМ/УМ2/УМ3 на самолётах МиГ-27К, Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25. Для подсветки цели применяется аппаратура «Прожектор-1», «Клён-ПС», «Клён-ПМ», «Клён-54», «Кайра».

Ракета Х-25 оказалась очень удачной и в ходе серийного производства подвергалась минимальным доработкам. В 1978 году начались работы по модернизации Х-25. Было решено использовать ряд агрегатов и систем ракеты Х-27ПС: двигатель ПРД-276, БЧ Ф-27, системы управления СУР-73 и энергоснабжения. Приемлемая центровка была достигнута путём перекомпоновки ракеты и надобность в дополнительной БЧ отпала. Форма рулей и оперения была изменена, а их эффективность была повышена за счёт удлиннения корпуса ракеты. В 1981 году ракеты семейства Х-25М были приняты на вооружение.

4.Ракеты Х-25.

Ракеты Х-25.

5.Ракеты Х-25.

Ракеты Х-25.

6.Ракета Х-25 в музее корпорации Тактическое ракетное вооружение.

Ракета Х-25 в музее корпорации «Тактическое ракетное вооружение».

Модификации:

Х-25 («изделие 69», Х-25Л) — базовая с лазерной полуактивной ГСН типа 24Н1 и системой управления СУР-71.
Х-25МА — с активной радиолокационной ГСН. Двигатель, планёр, БЧ, автопилот, система энергоснабжения унифицированы с ракетой Х-27. Принята на вооружение в 1981 году.
Х-25МЛ («изделие 713») — модернизированная с лазерным наведением. Снабжена ГСН типа 24Н1 и системой управления СУР-73. Принята на вооружение в 1981 году.
Х-25МП («изделие 711») — противолокационная. Снабжена пассивной радиолокационной системой наведения ПРГС-1ВП или ПРГС-2ВП (в зависимости от типа цели). Принята на вооружение в 1981 году.
Х-25МПУ — модернизированная противолокационная. Отличалается более широким диапазоном частот ГСН.
Х-25МР («изделие 714») — с радиокомандной системой наведения. Принята на вооружение в 1981 году.
Х-25МТ — с телевизионной системой наведения. Принята на вооружение в 1981 году.
Х-25МТП — с тепловизионной ГСН. Принята на вооружение в 1981 году.

ТТХ ракеты Х-25Л:

Длина, мм: 3570
Диаметр фюзеляжа, мм: 275
Размах оперения, мм: 755
Размах рулей, мм: 493
Стартовая масса, кг: 318
Масса боевой части, кг: 136
Двигатель: РДТТ
Система управления: автопилот СУР-71 с лазерной ГСН
ГСН: полуактивная лазерная 24Н1
Скорость максимальная, км/ч: 2520
Дальность пуска, км:
-максимальная: 7
-минимальная: 3
Время управляемого полёта, с: 25
Диапазон высот применения, м: 500-4000
Круговое вероятное отклонение, м: 6,4
Самолет-носитель: МиГ-27К, МиГ-27М/Д, Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25.

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
В.Ю.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-земля».
А.В.Карпенко. Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.
Е.А.Федосов. Авиация ВВС России и научно технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня завтра.