Легкий экспериментальный самолет САМ-6.
Разработчик: А.С.Москалев
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.
Работая на воронежском авиазаводе № 18, А.С.Москалев к 1933 году разработал проект двухместного бесхвостого истребителя под мотор М-34 (речь идёт о САМ-7 — прим. автора). Это был дюралевый одномоторный моноплан-бесхвостка с низкорасположенным трапециевидным крылом небольшого удлинения и стреловидностью 20 градусов. Вертикальные шайбы, смонтированные на концах крыла, выполняли функции киля и руля направления, а щелевые закрылки — функции руля высоты и элеронов. Проект самолёта был рассмотрен и одобрен в НИИ ВВС, и группа Москалёва получила заказ от Управления ВВС на его строительство.
Однако, «бесхвостый» боевой самолёт САМ-7 требовал (для уверенности) предварительной проверки его схемы не только в аэродинамической лаборатории на модели, но и в процессе лётных испытаний его аналога. Вопросы динамики полёта, устойчивости, управляемости и особенности пилотирования не могли быть получены только с помощью испытаний в трубе его модели и аэродинамических расчётов. Так появился проект лёгкого экспериментального самолёта САМ-6.
САМ-6 — опытный, в сущности экспериментальный одноместный легкий самолет, построенный для проверки работы одноколесного шасси. Двигатель М-23 (НАМИ-65) мощностью 65 л.с. Схема самолета — свободнонесущий низкоплан с трапециевидным крылом, на концах которого установлены вертикальные поверхности — «шайбы» без рулей направления, лишь несущие подкрыльные костыли. Хвостовой костыль — на обычном месте, горизонтальное и вертикальное оперения тоже обычные. Конструкция деревянная с полотном, простейшая.
САМ-6. Схема.
Самолёт САМ-6 был завершён постройкой в Воронеже предположительно в начале 1934 года. В его создании, как отмечает Москалёв, большое участие принимали студенты Воронежского авиационного техникума.
За испытание самолёта в воздухе взялся начальник лётной группы НКТП (наркомата тяжёлой промышленности) Ремизюк, немолодой и опытный лётчик. В первом полёте «… самолёт легко оторвался от земли, набрал высоту 300-400 м, сделал несколько кругов над аэродромом и пошёл на посадку. При посадке нужно было строго выдержать горизонтальное положение крыльев и держать самолёт элеронами. Лётчик этого не сделал, самолёт «чиркнул» о землю одной шайбой, другой и остановился, встав «берёзкой». После него летал Гусаров. В воздухе самолёт вёл себя хорошо, на посадке на одно колесо требовалось и особое внимание и умение. В конце пробега самолёт часто разворачивался. В воздухе лётчик не заметил ничего необычного. По его мнению, всё было в порядке.»
(Как отмечается в другом источнике, Ремизюк после неудачной посадки наотрез отказался продолжать испытания, и пришлось пригласить А.Н.Гусарова).
Всех интересовали главным образом руление, взлет и посадка, летные качества не были целью. Испытания САМ-6 показали, что одноколёсная схема шасси вполне работоспособна. Это было подтверждено в ходе последующих десятилетий — одноколёсное шасси применялось на довольно многочисленных конструкциях планеров (пример — А-15 О.К.Антонова) и лёгких самолётов у нас и за рубежом.
ЛТХ:
Длина, м: 4,5
Размах крыла, м: 8,0
Площадь крыла, м2: 12,0
Масса, кг
— пустого: 380
— полетная: 500
Двигатель: М-23 (НАМИ-65)
— мощность, л.с.: 65
Макс. скорость, км/ч: 180
Потолок, м: 3000
Дальность, км: 200
Самолет САМ-6 после окончания постройки.
Самолет САМ-6 на лыжном шасси во время испытаний.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Журнал «Крылья Родины» № 5 за 2017 г. С.Д.Комиссаров. Экспериментальный самолет САМ-6 А.С.Москалева.