Авиетка ЗАОР.

Разработчик: Шереметьев
Страна: СССР
Первый полет: 1935 г.0.ЗАОР.

Увлечение постройкой «небесных блох» — авиеток минимальных размеров с моторами в 15-25 л.с. было характерно для 1934-1936 годов. Все эти самолёты имели тандемную схему, то есть два их крыла были расположены одно за другим. При этом переднее или заднее крыло проектировалось так, чтобы оно меняло свой угол установки в полёте и тем самым выполняло и функции руля высоты.

В нашей стране специалисты и любители построили в те годы более двух десятков «небесных блох». Среди летавших было несколько относительно удачных. К таким можно отнести авиетку, созданную автором ряда очень хороших планеров Б.Н.Шереметьевым. Она была построена Шереметьевым совместно с инженером А.Бориным в 1935 году на Планерном заводе и получила название «ЗАОР» (За Активную Оборонную Работу).

По схеме ЗАОР представлял из себя свободнонесущий моноплан-тандем с неподвижным передним крылом, причем заднее крыло вращалось на оси 25 % хорды и выполняло функции элеронов и руля высоты. Этот очень маленький самолёт с двигателем «Aubier-Dunn» в 18 л.с. летал довольно уверенно. При площади крыльев всего в 12,5 м2 вес пустой авиетки не превышал 150 кг, а полётный — 253 кг. Максимальная скорость «ЗАОР» достигала 115 км/час, посадочная — 48 км/час, потолок — 2 тыс. м, дальность полёта — 290 км.

Полёты «блох», созданных как в нашей стране, так и за рубежом, их многочисленные аварии показали, что монопланы нормальной схемы с большим удлинением крыла при тех же моторах более надёжны и показывают лучшие лётные качества.

1.Авиетка ЗАОР.

Авиетка ЗАОР.

2.Авиетка ЗАОР.

Авиетка ЗАОР.

3.ЗАОР. Схема.

ЗАОР. Схема.

.

.

Источник:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Журнал «Самолет» № 4 за 1936 г.
К.С.Горбенко, Ю.В.Макаров. Самолеты строим сами.