Легкий самолет «Октябрёнок».
Разработчик: МАИ, Грушин
Страна: СССР
Первый полет: 1936 г.
В 1935 году в ОКБ-1 МАИ, которое возглавлял П.Д.Грушин, приступили к проектированию легкого самолета на конкурс проектов маломощных самолетов, организованный ОСОАВИАХИМом и АВИАВНИТО. Основными требованиями к проекту были: максимальная безопасность полета, широкая доступность пилотирования (возможность пилотирования лицами без специальной летной подготовки), пригодность самолета для тренировочных полетов летчиков и — главное — низкая стоимость аппарата и его эксплуатации.
Работа над «Октябренком» включала расчеты, постройку продувочной модели, проработку различных компоновочных схем. В результате получился самолет интересной аэродинамической схемы: моноплан-тандем с верхним расположением несущих поверхностей. У самолета «Октябренок», в отличие от широко в те годы распространенной «Небесной блохи» французского авиаконструктора Минье, переднее и заднее крылья установлены неподвижно, но на переднем крыле по всему размаху сделаны щелевые элевоны-закрылки. Заднее крыло жестко крепилось к фюзеляжу и не имело органов управления. Управление самолетом производилось только элевонами, выполнявшими функции руля высоты, закрылков, руля поворота и элеронов.
В отличие от «Небесной блохи», переднее крыло которой крепилось к фюзеляжу с помощью горизонтального шарнира и было связано с ручкой управления, «Октябренок» имел значительный разнос крыльев по продольной оси и принципиально новую систему управления. Благодаря этому в самолете «Октябренок» были преодолены недостатки, присущие «Небесной блохе»: потеря продольной устойчивости и затягивание самолета в отвесное пикирование (из которого «Небесная блоха» не выходила, т.к. эффективность действия шарнирно подвешенного переднего крыла резко падала); рули высоты на переднем крыле с ростом угла пикирования сохраняли свою эффективность на всех режимах полета. Это было выявлено в процессе продувок «Октябренка» в аэродинамической трубе и подтверждено летными испытаниями.
Расположение рулей высоты на переднем крыле позволило получить высокие значения Сушах, особенно на посадке, и резко уменьшить тенденцию к авторотации. Изменение центровок от 40 до 60% С АХ не влияло на продольную устойчивость самолета. При центровках от 40 до 50% С АХ самолет был устойчив, имел нормальный диапазон балансировочных углов. На больших углах атаки устойчиво парашютировал без срыва в штопор. Эти качества самолета позволяли летать на нем пилотам с незначительной летной подготовкой. Управление по Курсу, крену и тангажу осуществлялось в этом случае только посредством ручки управления.
При центровках от 50 до 60% САХ устойчивость уменьшалась, но была достаточной для пилотов, прошедших летную подготовку на самолете У-2. В этом варианте к педалям подключался руль поворота. Для первого варианта центровок (для массовой машины) педали служили только для управления хвостовым колесом.
В работе над самолетом принимали активное участие П.И.Бландов, П.В.Семенов, А.А.Лебединский, А.Н.Гринчик и другие.
Первый полет «Октябренка» состоялся 23 октября 1936 года. Летчик-испытатель А.И.Жуков (шеф-пилот завода им. АВИАХИМа) быстро набрал высоту 1000 м. Самолет сделал несколько проходов над аэродромом, скользил, делал восьмерки, показал устойчивость и надежность. При взлете разбег самолета составил 50-60 м, пробег при посадке — всего 15 м.
30 октября, поднявшись с летного поля аэроклуба МАИ в Химках, А.И.Жуков пролетел на «Октябренке», над институтом и проделал ряд фигур над Тушинским аэродромом.
На «Октябренке» летали инструкторы аэроклуба А.Лебединский и С.Холобцев. (В аэроклубе прошел полную программу летной подготовки и П.Д.Грушин.)
Первоначально на самолете предполагалось установить двигатель, который разрабатывался на моторном факультете МАИ в ОКБ-2, но он не был готов к началу конкурса, поэтому «Октябренок» летал сначала с двигателем «Aubier-Dunn» (27 л.с.), а затем с Bristol «Cherub» (30 л.с.). Самолет был несколько перетяжелен, его полетная масса достигала 400 кг вместо расчетных 230 кг. Потребовался более мощный двигатель и после некоторых доработок окончательно был установлен «Salmson» мощностью 45 л.с. В процессе доработок были усилены лонжерон крыла и киль, добавлены амортизаторы шасси, сделан новый руль поворота увеличенной площади.
Для обеспечения возможности хранения в любом гараже первоначально крылья «Октябренка» выполнялись складывающимися. Передние складывались вверх, задние — назад вдоль фюзеляжа. В процессе доработки от складывания крыльев отказались.
Технические данные самолета — размах крыльев: переднего 6 м; заднего 4,4 м, длина самолета 4,125 м. Площадь переднего крыла 7 кв.м, заднего 4 кв.м. Максимальная скорость 115 км/ч, крейсерская 90 км/ч, посадочная скорость 55 км/ч.
Полеты «Октябренка» были удачными, но тандемная схема не обеспечивала высокого аэродинамического качества как схема моноплана с большим размахом крыла. Тем не менее авиетка успешно эксплуатировалась в течение нескольких лет.
С мотором «Salmson» самолет «Октябренок» прошел испытания в НИИ ВВС. Испытывал машину П.М.Стефановский. В результате испытаний самолет был принят для оснащения войсковых подразделений как штабной — связной.
В 1938 году на авиационном параде в Тушине в числе других самых современных самолетов перед многочисленными зрителями демонстрировал свой полет сверхлегкий самолет московских студентов «Октябренок».
ЛТХ:
Модификация: «Октябренок»
Размах крыла, м: 6,00
Длина самолета, м: 4,12
Высота самолета, м: —
Площадь крыла, м2: 12,80
Масса, кг
-пустого самолета: 295
-максимальная взлетная: 400
Тип двигателя: 1 х ПД «Salmson»
-мощность, л.с.: 1 х 55
Максимальная скорость, км/ч: 115
Крейсерская скорость, км/ч: 95
Практическая дальность, км: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 1.
Легкий самолет «Октябрёнок» на лыжном шасси в МАИ. 1940 г.
Легкий самолет «Октябренок».
П.Грушин на Тушинском аэродроме перед показательным полётом «Октябрёнка». 1938 г.
«Октябрёнок» около пассажирского самолета К-5. Тушино 1938 г.
Пётр Грушин (справа) возле самолёта «Октябрёнок». 1936 г.
Самолет «Октябренок». Рисунок.
Самолет «Октябренок». Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Ю.В.Макаров. Летательные аппараты МАИ.
Вестник ПВО. Пётр Дмитриевич Грушин.