Планер «Беспризорник».

Разработчик: ЦС Осоавиахима
Страна: СССР
Первый полет: 1933 г.

Тренировочный планер «Беспризорник» представлял собой одноместный, фюзеляжный моноплан-парасоль с 4-мя подкосами. Планер построен по инициативе В.К.Грибовского. Разработка была поручена бригаде конструкторского бюро ЦС ОСОАВИАХИМа в составе: Грошева, Сиркена и Филюшкина. Для ускорения работы бригада взяла готовое крыло планера Пс-1 («УПАР»).

Своё название — «Беспризорник», судя по информации из книги «Атлас конструкций планеров. 1938 г.» В.В.Шушурина, планер получил вследствии отсутствия определенного ответственного лица, отвечающего за быстрейшее окончание постройки и сдачу планера в эксплуатацию. Правда А.П.Красильщиков в книге «Планеры СССР» указывает что планер по дороге на VIII Всесоюзный планерный слет 1932 года потерялся в дороге и его не сразу нашли, из-за чего в слете 1932 года он участия не принимал, отсюда и «Беспризорник».

Фюзеляж планера — шестигранный, состоял из стрингеров и лёгких шпангоутов, из реек 12 12 мм, собранных на кницах. Вследствии ошибки в производстве планеру сделали излишне длинную носовую часть (+ 300 мм), что в дальнейшем отозвалось на его поведении при разворотах. На земле фюзеляж опирался на лыжу и костыль с нормальной амортизацией.

Крыло крепилось непосредственно к верху фюзеляжа, острая грань которого образовывала нечто вроде пилона. В процессе эксплуатации угол установки крыла был увеличен на 2°, что однако мало отразилось на свойствах планера.

Носовая часть фюзеляжа, до первого шпангоута, могла откидываться в сторону (на петлях), благодаря этому был возможен осмотр пилотской кабины.

Оперение планера состояло из небольшого киля, сделанного за единое целое с фюзеляжем и имевшего руль направления и стабилизатор с двумя половинками руля высоты, имевшими общий лонжерон. Сборка горизонтального оперения была несколько неудобна, т.к. маленькие лючки в боковой обшивке фюзеляжа не позволяли с удобством производить работы внутри фюзеляжа.

Во время эксплуатации пришлось усилить конструкцию руля направления и неоднократно ремонтировать лыжу, имевшую слишком большой пролет между носовым и задним креплениями, что и приводило к поломке.

Стоит отметить, что руль направления, выполненный в производстве по ошибке на 300 мм длиннее чем указывалось в чертежах, давал при развороте настолько большие дестабилизирующие моменты, что при слишком резкой даче ноги и ручки в сторону разворота, планер в первый момент поворачивался носом в противоположную сторону. В связи с этим техника разворотов на нём была довольно сложной и требовала осторожности.

ЛТХ:

Длинна, м: 6,57
Размах крыльев, м: 13,8
Площадь крыльев, м2: 17,05
Удлинение: 11,2
Нагрузка на крыло, кг/м2: 11,6
Масса, кг
-пустого: 117,4
-взлетный: 197,4
Макс. аэродинамическое качество: 15,2.

Планер «Беспризорник» на IX Всесоюзных планерных состязаниях. Коктебель, август 1933 г.

1.Планер Беспризорник. Схема 1.

Планер «Беспризорник». Схема.

2.Планер Беспризорник. Схема 2

Планер «Беспризорник». Схема.

.

.

Список источников:
В.В.Шушурин. Атлас конструкций планеров. 1938 г.
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.