Моноплан «ЛЯМ» (Лерхе М.Г., Янковский Г.В., Моска Ф.Э.).

Разработчик: М.Г.Лерхе, Г.В.Янковский, Ф.Э.Моска
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1912 г.ЛЯМ

Моноплан был построен в мастерских Московского общества воздухоплавания тремя авторами: русскими летчиками Максимом Германовичем Лерхе и Георгием Викторовичем Янковским и итальянским летчиком-конструктором Франческо Эвджисто Моска, работавшим в России. Отсюда название ЛЯМ, составленное из начальных букв этих фамилий.

Схема — расчалочный моноплан, одноместный. Фюзеляж — с обшивкой только в передней части, крылья — слабовыпуклого профиля, с перекашиванием; шасси — с полозами и сквозной осью; костыль — перекрещенные дуги. Предполагалось установить биротативный двигатель Уфимцева в 40-50 л.с., но по ряду причин был поставлен «Gnome» в 50 л.с. Разочаровавшись в двигателе «Gnome», не раз ломавшемся при испытаниях, Янковский не пожелал ставить его на свой самолет. Его поддержали и другие создатели «ЛЯМа». Их выбор пал на мотор «Калеп-60». Конструкторы «ЛЯМа» еще до окончания выставки приобрели 60-сильный двигатель «Калеп-60» и установили его на свой самолет. Пилот-конструктор Г.В.Янковский в тренировочных полетах удостоверился в надежной работе мотора «Калеп», прославил себя и мотор на весь мир в публичных полетах 13 мая на московском аэродроме.

«В этот день — писал корреспондент журнала «Тяжелее воздуха» — произошло состязание на высоту между авиаторами Алехновичем и Янковским. Г.Алехнович поднялся на аппарате «гаккель» на высоту 1250 метров, г. Янковский вслед за ним взлетел на 1775 метров. Высота, на которую поднялся Янковский, является в России рекордной…».

ЛТХ:

Тип: «ЛЯМ»
Год выпуска: 1912
Двигатель, марка: 1 х ПД «Gnome», затем 1 х ПД «Калеп-60»
-мощность, л.с.: 1 х 50; 1 х 60
Длина самолета, м: 8
Размах крыла, м: 9
Площадь крыла, м: 216,5
Масса пустого, кг: 240
Масса топлива + масла, кг: 40
Масса полной нагрузки, кг: 110
Полетная масса, кг: 350
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2: 21,2
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс: 7
Весовая отдача, %: 31.

Двухместный моноплан ЛЯМ. 1912 г.

.

.

Источник:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Р.И.Виноградов, В.З.Шестаков. История развития авиационной науки в Латвии. РКИИГА 1989 г.