Экспериментальный высотный бомбардировщик «140».
Разработчик: Алексеев
Страна: СССР
Первый полет: 1949 г.
В ОКБ-1 в 1947 году завершали работы по оригинальному самолету, вывезенному из Германии незаконченным. Он проектировался и строился на фирме «Junkers», был успешно облётан в опытном образце. История самолета началась еще в 1943 году, когда фирма взялась за проектирование и были сформулированы основные технические требования. Для сокращения времени на постройку первого опытного образца Ju.287-V1 в его конструкции были использованы основные части уже испытанных самолетов. Фюзеляж был взят с самолета Не-177, хвостовое оперение — с самолета Ju-188, а шасси позаимствовали у захваченного американского бомбардировщика В-24. Новым у самолета было только крыло, расположенное корневой хордой по центру фюзеляжа, имевшее размах 19,4 м, площадь 58,2 м2 и обратную стреловидность в 20°.
Опытный Ju.287V-1.
Ju.287V-1. Схема.
Силовая установка состояла из четырех ТРД «Junkers» Jumo-004B (по 900 кГс). Для взлета использовались четыре жидкостных ускорителя «Walter» HWK 501 тягой по 1200 кгс в течение 40 секунд. Первый полет состоялся 16 августа 1944 года на аэродроме Брандис под Лейпцигом. Во время летных испытаний была достигнута скорость 645 км/час. Полетный вес самолета составлял 20000 кг, вес пустого — 12500 кг. Второй опытный образец Ju.287-V2 к концу войны находился в стадии постройки. Он оснащался шестью ТРД BMW003A1. Аналогичным образом дело обстояло с третьим по счету экземпляром Ju.287-V3, который был уже предсерийным.
Двигатели на Ju.287V-2.
Ju.287V-2. Схема.
Предусматривали несколько вариантов самолета, различавшихся в основном расположением двигателей:
1. Два ТРД под крылом, два — по бортам носовой части фюзеляжа.
2. Два ТРД под крылом.
3. Четыре ТРД под крылом в двух связках по два двигателя.
4. Шесть ТРД под крылом в двух связках по три двигателя; и другие.
Увеличение мощности силовой установки проводилось для достижения более высоких полетных характеристик. Например Ju.287-V3 оснащенный шестью ТРД, должен был иметь скорость 850-860 км/час и дальность полета 6650 км с бомбовой нагрузкой 3000 кг. На всех вариантах самолета, кроме Ju.287-V1, предусматривалось убирающееся шасси.
Весной 1945 года, недостроенная, шестидвигательная модификация Ju.287-V2 досталась Красной Армии, как и несколько других самолетов и проектов фирмы «Junkers». Немецким конструкторам было предложено довести машину и передать ее на летные испытания. Однако впоследствии завершение самолета признали ненужным, и в 1946 году работы были прекращены, так как в это время уже были составлены новые, более высокие ТТТ. В ОКБ-1 этот самолет имел обозначение EF-131 («131»).
ЕF-131. Схема.
За его основу был взят незаконченный Ju.287V-2. Ответственными за разработку назначили Ф.Фрайтага и Г.Вокке, общее руководство осуществлял Б.Бааде. Так как чертежей и материалов испытаний обнаружить в Дессау не удалось, всю документацию пришлось воссоздавать вновь. Это несколько замедлило темп работ. Тем не менее, уже в январе 1946 года началась подготовка к сборке опытного образца. Некоторые агрегаты (в частности, отсеки крыла) были взяты с Ju.287V-2, но большинство частей необходимо было изготовить заново. Из-за трудоемкости работ решили ограничиться постройкой трех экземпляров: двух (V-1, V-3) — для летных испытаний и одного (V-2) — для испытаний на прочность.
Три экземпляра EF-131 построили в Германии и осенью 1946 года, после обмеров, нивелировки и пробных рулежек самолеты демонтировали, запаковали и отправили в СССР, в ЛИИ. Первый полет EF-131 состоялся 23 мая 1947 года (по другим данный, — 31 июля) на аэродроме ЛИИ. Первый же полет завершился не совсем удачно. На пробеге оборвался болт траверсы передней опоры шасси и самолет коснулся земли левой консолью крыла. Но на этом приключения «Юнкерса» не закончились. Вскоре на машине пришлось устранять «шимми» (вид колебаний, напоминавший модный в 1930-е годы танец) передней опоры шасси и тряску хвостовой части фюзеляжа, а по результатам статических испытаний в ЦАГИ — дорабатывать планер третьей машины.
Испытания проходили довольно медленно. Достаточно сказать, что в 1948 году совершили лишь 15 полетов общей продолжительностью 11 часов и в июне испытания EF-131 по распоряжению руководства минавиапрома прекратили. К тому времени удалось определить взлетно-посадочные и скоростные характеристики. При этом максимальная скорость не превышала 830 км/ч, а число М=0,75. Однако в сентябре того же года испытания EF-131 возобновили, но для обеспечения программы создания самолета «140».
Высотный бомбардировщик «140» был разработкой ОКБ-1, имевший туже схему, но рассчитанный на трансзвуковую скорость полета, а в пределе — на сверхзвуковую, соответствующую 1,1 М. Самолет был детально переработан с увеличением норм прочности и заменой шести немецких ТРД на два двигателя АМ-01 конструкции А.А.Микулина. По замыслу самолет «140» мог быть использован, помимо основного назначения, как дальний всепогодный разведчик, для чего предусматривалась подвеска фотооборудования в бомбовом отсеке. Введены две огневые точки — спаренные 23-мм пушки в обтекателях вращающихся башен, которые имели гидравлическое дистанционное управление.
Кабина экипажа имела значительное остекление и хороший передний и боковой обзор; в конце остекления поверху крепились два зеркальных перископа для заднего обзора. Двигатели крепились к висячим рамам на 40% полуразмаха от оси самолета с выходом сопел под передним лонжероном крыла. Плечо выноса ц.т. ТРД рассчитывалось из условий флаттера. Шасси трехопорное с носовым колесом, убирающееся. Элероны щелевые с аэродинамической компенсацией площадью по 3,25 м2 каждый. Закрылки выдвижные площадью по 7,56 м2. Для ослабления корневого срыва потока на больших углах атаки в передней кромке крыла у самого фюзеляжа были введены небольшие предкрылки.
Крыло имело +5° поперечного V, удлинение Х = 6,45 и сужение 2,57. Расчетный коэффициент перегрузки крыла 6,25, максимальная перегрузка при полетном весе 24000 кг — 4,16. Площадь стабилизатора — 8 м2, руля высоты — 3,9 м2; площадь киля — 3,5 м2, руля поворота — 2,8 м2.
В августе 1948 года на аэродроме «Теплый Стан» появился самолет EF-140 с двигателями Микулина. 10 сентября 1948 года летчик Пауль Юльге начал делать пробежки и подлеты на новом самолете «140» (другое название ЕF-140 или просто «стосороковой») с двигателями АМТКРД-01. Юльге двигатели Микулина сразу понравились: на EF-140 их было всего два, а не шесть, как на «юнкерсе» или «сто тридцать первом». Но был один нюанс. Автоматика запуска, как мы ее теперь представляем, у АМТКРД-01 отсутствовала. Летчик при запуске фактически вручную дозировал подачу топлива. Юльге так и не сумел научиться уверенно запускать двигатель. Микулин принял решение ввести в состав экипажа (из четырех человек) ведущего инженера завода № 300 по летным испытаниям.
30 сентября 1948 года самолет «140» с двумя двигателями АМТКРД-01 совершил первый вылет.
К весне 1949 года двигатели АМ-01 А.А.Микулина заменили на два «Nene» (советское обозначение РД-45). Причем самолет был несколько изменен в размерах и по общему мнению, ухудшен в будущих качествах, т.к. тяга каждого ТРД уменьшилась с 3500 до 2270 кГс.
Первый полет прототипа EF-140V1 состоялся 15 марта 1949 г. на аэродроме в Подберезье под Москвой. Ведущим инженером по постройке и летным испытаниям был Назаров Г.Н.Ведущим летчиком-испытателем — Вольфганг Цизе, бывший шеф-пилот Германа Геринга. В одном из полетов была достигнута скорость 900 км/час. В отличие от предыдущих образцов самолет EF-140 («140») разрабатывался в СССР, начиная с нулевого цикла. Главным конструктором бомбардировщика был Брунольф Бааде, заместителями главного конструктора — Фрайтаг и Петр Николаевич Обрубов. Начальником бюро новых проектов — Вокке. Второй опытный самолет, имевший ряд отличий, построен не был.
ЛТХ:
Модификация: «140»
Размах крыла, м: 19,40
Длина, м: 19,70
Высота, м: 5,70
Площадь крыла, м2: 58,40
Масса, кг
-пустого самолета: 12500
-нормальная взлетная: 24500
-максимальная взлетная: 27000
Тип двигателя: 2 х ТКРД А.А.Микулина АМ-01
Тяга, кгс: 2 х 3500
Максимальная скорость, км/ч: 1230
Дальность полета, км: 6500
Практический потолок, м: 16000
Экипаж, чел: 4
Вооружение: 4 х 23-мм пушки
Бомбовая нагрузка, кг: 4500.
Опытный бомбардировщик «140» с двигателями АМ-01.
Опытный бомбардировщик «140».
Опытный бомбардировщик «140».
Опытный бомбардировщик «140».
Опытный бомбардировщик «140».
Опытный бомбардировщик «140».
Опытный бомбардировщик «140».
Опытный бомбардировщик «140».
Опытный разведчик-бомбардировщик «140Р» с двигателями «Nene» .
Ju.287V-2. Рисунок.
Бомбардировщик «140». Рисунок.
Самолет-разведчик «140Р». Рисунок.
Бомбардировщик «140». Схема.
Бомбардировщик «140». Схема.
Бомбардировщик-разведчик «140Р». Схема.
.
.
Список источников:
Самолеты Мира. Ивнамин Султанов. Немецкие ОКБ по самолетостроению в СССР.
Крылья Родины. Николай Васильев. Фронтовой бомбардировщик с крылом обратной стреловидности.
Роман Астахов. Русская Сила. Высотный бомбардировщик «140».
Д.А.Соболев, Д.Б.Хазанов. Немецкий след в истории отечественной авиации.
Крылья Родины. Лев Берне. Реактивный «иноходец» Юнкерса.
Сайт «The Secret Birds». JUNKERS JU 287.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.
Сайт «Уголок неба». 2017 г. страница: «Алексеев 140».