Экспериментальный летательный аппарат «Турболёт».
Разработчик: А.Н.Рафаэлянц
Страна: СССР
Первый полет: 29 ноября 1956 года.
Турболёт — экспериментальный ЛА вертикального взлёта и посадки без аэродинамических несущих, стабилизирующих и рулевых поверхностей. Подъёмную силу Турболёт создаёт турбореактивный двигатель (отсюда название «Турболёт»). Тяга ТРД превышает взлётный вес «Турболёта», что обеспечивает вертикальный взлёт и посадку аппарата, а также вертикальную скорость более 10 м/с.
Турболет создан для проверки работы двигателя и газоструйной системы управления для самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП). Журналисты дали ему прозвище «Летающий стол». Турболет был создан в 1955 году конструкторским бюро Летно-исследовательского института в г. Жуковском, под руководством А.Н.Рафаэлянца.
Турболёт выполнен на сварной ферме, посередине которой размещён ТРД РД-9БП, создающий вертикальную тягу (до лета 1956 года использовался ТРД РД-45Ф). Движение в горизонтальной плоскости осуществляется наклоном вектора тяги ТРД в сторону направления полёта. Устойчивость и управляемость аппарата могут обеспечиваться с помощью струйных рулей (реактивных микродвигателей) и газовых рулей, установленных в реактивном сопле двигателя. Турболёт использовались для исследования проблем устойчивости и управляемости СВВП, а также спускаемых космических аппаратов, рассчитанных для мягкой посадки на Луну и на планеты, лишённые атмосферы. Результаты исследований были позже применены при постройке первого советского самолёта вертикального взлёта и посадки Як-36, а позже и серийного Як-38.
Турболёт имел форменный каркас, вертикально установленный на нём ТРД, четырёхстоечное шасси, кабину пилота и разнесённые на четырёх штангах струйные рули. Турболёт испытал 29 ноября 1956 года летчик-испытатель Ю.А.Гарнаев. Испытательные полеты были очень опасны. Турболет не обладал большой устойчивостью, вероятность опрокидывания была достаточно высока. В случае отказа двигателя аппарат превращался в обычный кусок железа, летать который, как известно, склонен только вниз и очень быстро. В 1958 году турболёт, пилотируемый Гарнаевым, демонстрировался на воздушном параде в Тушино с большим успехом у зрителей.
ТТХ:
Длина, м: 10
Ширина, м: 10
Высота, м: 3,8
Макс. взлетная масса, кг: 2340
Объём топливных баков, л: 2 х 200
Двигатель: 1 х РД-9БП
-тип двигателя: турбореактивный одноконтурный
-тяга, кгс: 2835
Время полёта, мин: 10
Экипаж: 1.
«Турболет» на параде в Тушино. 1958 г.
«Турболет» в музее ВВС Монино.
«Турболет» в музее ВВС Монино.
«Турболет» в музее ВВС Монино.