Легкий транспортный гидросамолет Ан-2В (Ан-4).
Разработчик: ОКБ Антонова
Страна: СССР
Первый полет: 1951 г.
В 1950-1951 годах в ОКБ-153 спроектировали и построили Ан-2 на поплавковом шасси — Ан-2В (водный). 31 июля 1951 года его впервые поднял в воздух пилот летно-транспортного отряда завода № 153 В.А.Диденко. Пройдя успешно в августе заводские и в октябре-ноябре Госиспытания, самолет был рекомендован для серийного производства под обозначением Ан-4. Строился в СССР и Польше (под обозначением An-2M — morsky).
В 1954-1955 годах началась опытная эксплуатация поплавковых Ан-2В (Ан-4) в таких озерно-речных районах, как Карелия, устья Печоры, Иртыша и других рек, где на протяжении сотен километров нет площадок для посадки самолетов с колесным шасси. Благодаря установке водных рулей и реверсивного воздушного винта Ан-4 обладал хорошей маневренностью на акваториях даже при неспокойной водной поверхности. Малая осадка позволяла эксплуатировать его в прибрежных районах озер и рек глубиной 0, 8-1, 2 м, что упрощало швартовку.
В 1956 году в Карелию поступил первый серийный Ан-4 № 15947307. Вскоре уже более 100 таких машин эксплуатировалось в Архангельске, Нарьян-Маре, Петрозаводске, Дудинке, Туруханске, Игарке, Хатанге, Туре, Иркутске, Салехарде, Сургуте, Тобольске и других местах. Эти гидросамолеты обслуживали экспедиции, рыбозаводы, перевозили пассажиров, почту, продукты и другие грузы, зачастую летая в самую глушь.
Однако, как это часто бывает, жизнь вскоре показала и другую сторону медали. Лишенные всякого административного и медицинского контроля, некоторые экипажи Ан-4 стали, как говорится, «закладывать». В результате участились случаи нарушения технологической и трудовой дисциплины, травматизма людей и выхода из строя самолетов. Будучи не в силах справиться с этим явлением, МГА пошло по наиболее простому пути — в 1983 году выпустило решение о приостановлении эксплуатации и ремонта Ан-4.
Но потребность в этих самолетах не исчезла. По данным Департамента воздушного транспорта РФ, в 1994 году только в северных районах России она составляла 250-300 машин. «Рыбаки, охотники, оленеводы и их семьи оказались отлученными от услуг связи, торговли, культурно-бытового и другого обслуживания. Просим Вас оказать помощь в возрождении Ан-2В», — с такими словами обращались к руководству ГА представители местных властей. Однако вопрос не решен и по сей день.
ЛТХ:
Модификация: Ан-2В (Ан-4)
Размах крыла, м: 18,18
Длина самолета, м: 13,20
Высота самолета, м: 5,90
Площадь крыла, м2: 43,60
Масса, кг
-пустого самолета: 3660
-максимальная взлетная: 5250
Тип двигателя: 1 х ПД Швецова АШ-62ИР
-мощность, л.с.: 1 х 1000
Максимальная скорость, км/ч: 230
Крейсерская скорость, км/ч: 178
Практическая дальность, км: 1800
Практический потолок, м: 3660
Экипаж, чел: 2.
Легкий транспортный гидросамолет Ан-2В (Ан-4).
Ан-2В (Ан-4).
Посадка пассажиров на Ан-2В (Ан-4).
Ан-2В (Ан-4) в гидропорте г.Тобольск.
Ан-2В (Ан-4). Гидропорт в Игарке.
Ан-2В (Ан-4) в полете.
Летчики у Ан-2В.
Летчики у Ан-2В.
Восстановленный Ан-2В (Ан-4). Кишинев 2011 г.
Восстановленный Ан-2В (Ан-4). Кишинев 2011 г.
Ан-2В Аэрофлота. Рисунок.
Ан-2В (Ан-4) ВВС ПНР. Рисунок.
Ан-2В. Схема.
.
.
Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965.
Николай Якубович. Все самолеты О.К.Антонова.
Журнал «Авиация и Время» № 2 за 1995 г. Вячеслав Заярин, Александр Котлобовский. Ан-2 над полем боя
Журнал «Авиация и Время» № 2 за 2003 г. Вячеслав Заярин, Константин Удалов. Летающий везде, где есть небо.
Журнал «Крылья Родины» № 9 за 2001 г. Николай Якубович. Самолет многих поколений: О долгожителе Ан-2 и его модификациях.
Ан-2В — НА ПОПЛАВКАХ ПО СЕВЕРНЫМ ДАЛЯМ… (http://tankasan.livejournal.com/141322.html).
«АВИКО ПРЕСС». А.Н.Кабанов, В.В.Осмаков. Ан-2 — полвека в небе.