Легкий самолет ХАИ-20.

Разработчик: ХАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1967 г.0.ХАИ-20

СКБ ХАИ становится на долгие годы одной из форм выражения идеи, программы и локальной традиции харьковской научно-технической авиационной школы. В СКБ студенты осуществляли не только проектирование, но и работы по научному исследованию проблемы, изготовлению, испытанию и что самое главное, внедрению машин и механизмов в производство.

В 1960 году коллектив СКБ приступает к проектированию двухместного учебно-тренировочного самолета ХАИ-18. Внешне ХАИ-18 походил на своего предшественника ХАИ-17. Самолет представлял собой свободно-несущий моноплан с низкорасположенным крылом большого размаха, толкающим винтом и трехопорным шасси. Основной материал — дерево с применением металла. Места ученика и инструктора размещались друг за другом. Управление двойное. Предполагалось, что с мотоциклетным двигателем мощностью 50 л.с. самолет при полетном весе 500 кг будет иметь скорость 210 км/ч и потолок 4250 м.

В 1962 году детально проработанный проект ХАИ-18 передали на один из авиазаводов, однако самолет не был закончен постройкой и послужил основой другой машине — самолету ХАИ-20.

В 1963 году в ХАИ сделали решительный шаг вперед, сконструировав спортивный самолет весовой категории до 500 кг. За основу этого аппарата молодые конструкторы А.Ф.Пильник, А.В.Олефир, С.В.Елистратов, В.Е.Гайдачук и другие, работающие под руководством В.П.Люшнина, взяли проект самолета ХАИ-18. При поддержке молодежи Харьковского авиазавода через три года упорного труда ХАИ-20 был готов к полетам. С чешским двигателем М-332 в 140 л.с. он имел расчетную скорость 270 км/ч и потолок 8600 м.

25 июня 1967 года инженер ХАИ Г.Чуб совершил на новой машине первый полет. Проведенные затем испытания на высотах до 2000 метров со скоростью 130-180 км/ч показали хорошую устойчивость и управляемость самолета в полете, что позволяло выполнять на нем даже некоторые фигуры высшего пилотажа.

ЛТХ:

Модификация: ХАИ-20
Размах крыла, м: 10,44
Длина самолета, м: 6,80
Высота самолета, м: —
Площадь крыла, м2: —
Масса, кг
-пустого самолета: 310
-максимальная взлетная: 500
Тип двигателя: 1 х ПД М-322
-мощность, л.с.: 1 х 140
Максимальная скорость, км/ч: 270
Крейсерская скорость, км/ч: 220
Практическая дальность, км: —
Практический потолок, м: 8600
Экипаж, чел: 1.

1.Легкий самолет ХАИ-20

Легкий самолет ХАИ-20.

2.ХАИ-20

ХАИ-20.

.

.

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965гг.
Сайт «Уголок неба». 2008 страница: «ХАИ ХАИ-20».