Легкий многоцелевой самолет Авиатика-МАИ-890.

Разработчик: МАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1989 г.0.МАИ-890

Авиатика-МАИ-890 — легкий многоцелевой самолет, предназначенный для тренировочных полетов, авиатуризма, патрулирования, аэросъемки и т.д. На самолете может осуществляться геовидеомониторинг земной поверхности, а также определение параметров почвы. Авиатика-МАИ-890 — не «ультралайт», он относится к классу «очень легких самолетов» (VLA — very light airplane) и сочетает в себе достоинства «ультралайтов» и легких смолетов традиционной конструкции. Как и «ультралайты», Авиатика-МАИ-890 имеет низкую стоимость конструкции самолета и двигателя, компактность, мобильность, высокую экономичность эксплуатации.

От легких самолетов Авиатика-МАИ-890 унаследовал высокую надежность, безопасность эксплуатации и, что очень важно, стандартное самолетное управление по всем каналам, совершенно не отличающееся (по люфтам, трению, усилиям и ходам) от управления самолетов большой размерности. Благодаря этому на самолете могут выполнять тренировочные вылеты пилоты, летающие обычно на легких и даже средних самолетах. Авиатика-МАИ-890 приятен и прост в пилотировании, доступен начинающим пилотам. При потере скорости самолет не входит в штопор, что существенно повышает безопасность полетов.

Самолет спроектирован с учетом соответствующих разделов норм JAR VLA и FAR-23. В настоящее время Авиатика-МАИ-890 сертифицирован во Франции, Южно-Африканской Республике и в ряде других стран. В декабре 1999 г. на самолет Авиатика-МАИ-890 был получен российский сертификат типа.

Год начала разработки: 1987. Год начала испытаний: 1989. Год начала поставок и эксплуатации: 1989.

В настоящее время самолет в рамках конверсии выпускается на одном из лучших российских авиапредприятий — ФГУП РСК «МИГ». Всего с 1992 года произведено и продано более 200 самолетов типа Авиатика-МАИ-890, из них в одноместном варианте — более 100. В декабре 1999 г. на самолет был получен сертификат.

Самолет Авиатика-МАИ-890 — одноместный легкий многоцелевой биплан нормальной схемы, цельнометаллической конструкции с полотняной обшивкой крыльев и оперения, с неубирающимся шасси рессорного типа с управляемым носовым колесом. Самолет изготавливается из высококачественных конструкционных материалов: алюминиевых и титановых сплавов, легированных сталей, композиционных материалов, текстиля и т.п. Планер самолета состоит из фюзеляжа, бипланной коробки и оперения. Фюзеляж самолета — балочной конструкции, выполнен из труб, изготавливаемых из алюминиевого сплава. Кабина пилота — закрытого типа с двумя дверями с остеклением из оргстекла. Спереди кабина замыкается носовым обтекателем из стеклопластика. Задняя часть зашита стеклопластиковым экраном со звукоизоляцией.

Возможна поставка самолетов без задней стенки кабины. Бипланная коробка образована верхним и нижнем крыльями, стойками, расчалками и распорками. Крылья — однолонжеронной конструкции. Каркас консолей включает трубчатый лонжерон, штампованные нервюры, лобовик и заднюю кромку. Каркас обтянут хлопчатобумажным полотном. Обшивка обладает стойкостью к солнечной радиации и атмосферным осадкам, расчитана на значительный срок службы и обладает отличной ремонтопригодностью в полевых условиях. На консоли нижнего крыла навешены элероны. Оперение — подкосно-расчалочное, однокилевое. Шасси — трехопорное. Стойки основных опор — рессорного типа, рессоры выполнены из титанового сплава. Колеса основных опор с шинами 300х125 — тормозные. Передняя опора шасси — с рычажной подвеской колеса и пружинным амортизатором. Переднее колесо с шиной 300х125 управляется непосредственно от педалей.

Система управления — механическая, обратимая. Обеспечивает управление самолетом при помощи элеронов, руля направления и руля высоты с переставным триммером-сервокомпенсатором (вариант самолета с двигателем «Rotax-582UL»), либо с триммером, управляемым из кабины (вариант с двигателем «Rotax-912ULS»). Управление элеронами и рулем высоты — жесткое, через систему качалок и трубчатых тяг. Управление рулем направления — полужесткое, через тросы.

Приборное оборудование:
-указатель скорости УС-250;
-компас КИ-13;
-вариометр ВР-10М;
-высотомер ВД-10К;
-указатель скольжения;
-тахометр;
-указатель температуры охлаждающей жидкости*;
-указатель температуры головки цилиндра**;
-указатель температуры масла**;
-указатель давления масла**.
* — только для самолетов, оборудованных двигателем «Rotax-582UL».
** — только для самолетов, оборудованных двигателем «Rotax-912ULS».
Самолет может быть оборудован электронным комплексным прибором контроля работы двигателя «FLYdat».

Самолет может быть оборудован двигателем «Rotax-503», мощностью 50 л.с., либо двигателем «Rotax-582», мощностью 64,4 л.с., либо двигателем «Rotax-912ULS», мощностью 100 л.с.

Двигатель «Rotax-503UL» (Австрия) — мощностью 50 л.с. — двухтактный, бензиновый, двухцилиндровый, принудительного воздушного охлаждения, с рядным расположением цилиндров, с карбюраторным образованием смеси. В качестве топлива используется смесь бензина с октановым числом не менее 92 по исследовательскому методу и масла для карбюраторных двигателей.

Двигатель «Rotax-582UL» (Австрия) — мощностью 64,4 л.с. при частоте вращения 6500 об. в мин. — двухтактный, бензиновый, двухцилиндровый, жидкостного охлаждения, с рядным расположением цилиндров, с карбюраторным образованием смеси. В качестве топлива используется смесь бензина с октановым числом не менее 92 по исследовательскому методу и масла для карбюраторных двигателей.

Двигатель «Rotax-912ULS» (Австрия) — мощностью 100 л.с. при частоте вращения 5800 об. в мин. — четырехтактный, бензиновый, четырехцилиндровый, жидкостного охлаждения, с оппозитным расположением цилиндров, с карбюраторным образованием смеси. В качестве топлива используется бензин с октановым числом не менее 92 по исследовательскому методу.

Поставщик двигателей — АО «Авиагамма» (Москва). Самолет с двигателем «Rotax-582» оборудуется воздушным винтом ВВ-89А-2, с двигателем «Rotax-912ULS» — винтом ВВ-98E-11. Винты — производства «ДиД» (Москва).На самолете имеются два топливных бака емкостью по 25 л каждый, установленные в обеих консолях верхнего крыла. Возможна установка подвесного топливного бака емкостью 55 л.

ЛТХ:

Модификация: МАИ-890
Размах крыла, м: 8,11
Длина, м: 5,32
Высота, м: 2,25
Площадь крыла, м2: 14,29
Масса, кг
-пустого: 226(277)
-максимальная взлетная: 350(450)
Топливо, кг: 37
Тип двигателя: 1 х ПД Rotax-503UL (Rotax-912ULS)
-мощность, л.с.: 2 х 50 (80)
Максимальная скорость, км/ч: 115(150)
Крейсерская скорость, км/ч: 90-100
Продолжительность полета, ч.мин: 2.35(3.07)
Практический потолок, м: 3500(4800)
Экипаж, чел: 1.

1.Авиатика-МАИ-890 выруливает на старт.

Авиатика-МАИ-890 выруливает на старт.

2.Авиатика-МАИ-890 в полете.

Авиатика-МАИ-890 в полете.

3.Авиатика-МАИ-890. Вид спереди.

Авиатика-МАИ-890. Вид спереди.

4.Авиатика-МАИ-890 в ангаре. Февраль 2013 г. Большое Грызлово.

Авиатика-МАИ-890 в ангаре. Февраль 2013 г. Большое Грызлово.

7.Серийное производство самолётов Авиатика-МАИ-890 на заводе ОСКБЭС МАИ, 1993 г.

Серийное производство самолётов Авиатика-МАИ-890 на заводе ОСКБЭС МАИ, 1993 г.

8.Приборная панель МАИ-890.

Приборная панель МАИ-890.

Авиатика МАИ-890. Рисунок.

.

.

Список источников:
Крылья Родины. Авиатика МАИ-890 — на все вкусы самолет.
Крылья Родины. Лев Берне. Как делают «Авиатику».
ОСКБЭС МАИ. Легкий самолет «Авиатика-МАИ-890».
Крылья Родины. А.Болотин. «Авиатика» МАИ-890: богатая родословная.