Ротативные авиационные двигатели «Gnome Monosoupape» (Гном-Моносупап).
Не совсем удачной конструктивной особенностью ранних двигателей «Gnome» были автоматические впускные клапаны, ввинченные в донца поршней. Напряженный режим работы клапанов нередко приводил к их поломкам. Особенно часто ломались пружины. Устав бороться с этим злом, французский конструктор Сегин решил вообще отказаться от впускных клапанов, применив так называемую фонтанную продувку цилиндров, при которой роль клапана играет сам поршень. Так появился двигатель «Gnome Monosoupape», что в переводе с французского означает буквально «одноклапанный».
Двигатель пошел в серию в 1914 году. В больших количествах выпускались его семи-цилиндровая («тип А») и девяти-цилиндровая («тип В») модификации. «Тип А» имел мощность 80 л.с., «тип В» — 100 л.с.
Гораздо менее известен четырнадцати-цилиндровый «Monosoupape»(«двойная звезда») и девяти-цилиндровый «тип N» с увеличенным рабочим объемом и повышенным до 1350 числом оборотов. Оба эти мотора развивали примерно по 160 л.с., но из-за низкой надежности не получили распространения.
Двигатель «Gnome Monosoupape» 9 Type B.
Двигатель «Gnome Monosoupape» 9 Type N.
Открытый картер двигателя «Gnome Мonosoupape».
Цилиндры двигателя «Gnome Мonosoupape».
Подвод топлива в цилиндр Gnome Monosoupape. Crank Case — картер, Ports — подводящие отверстия.
Двигатель «Gnome Monosoupape». Схема.
.
.
Список источников:
В.Кондратьев. Фронтовые самолеты Первой мировой войны.
Журнал «Двигатель» №№ 5-6 за 2000 г.