Вспомогательный самолет Farman F.IV.
Разработчик: Farman
Страна: Франция
Первый полет: 1909 г.
Одним из самых массовых самолетов довоенного периода был самолет Анри Фармана — «Farman F.IV». Благодаря простой конструкции и неплохим по тем временам летным данным, этот самолет стал эталоном для множества конструкторов. Его выпускали по лицензии, копировали, делали по его «образу и подобию». Само его название стало нарицательным — фраза «самолет типа Фарман» обозначала любой ферменный биплан с толкающим винтом и дополнительным рулем высоты на балках перед крылом.
Машина имела предельно простую конструкцию. Деревянная ферма с растяжками из рояльной проволоки, крыло с постоянной хордой, обшитое полотном только снизу (позднее стали обшивать и сверху, что значительно улучшило летные качества). Бипланный стабилизатор, по конструкции аналогичный крылу. Киль отсутствовал, рули поворота навешивались на задние стойки ферм. Шасси — полозья, на которые через резиновый амортизатор устанавливались две короткие оси с парой колес каждая. Пилот сидел на передней кромке крыла, за ним — топливный бак, верхом на котором мог сидеть пассажир, на задней кромке — двигатель. Могли устанавливаться двигатели различных типов и различной мощности. Поперечное управление осуществлялось элеронами, подвешенными к задней кромке крыльев. На стоянке элероны свободно свисали, и только набегающий поток воздуха поднимал их в «рабочее» положение.
Органы управления самолетом напоминали современные: Справа от пилота была ручка управления, соединенная проволокой с элеронами и рулями высоты (передним и задним). Слева — рукоятки управления двигателем. Ноги пилота стояли на деревянной качалке, управляющей рулями поворота.
От предыдущей конструкции — «Farman.III» — самолет отличался короткими полозами шасси, наличием заднего руля высоты, меньшей длиной и количеством стоек фермы «фюзеляжа». Однако эти новшества вводились постепенно, на разных экземплярах, поэтому четкой границы между этими моделями нет. Да и сами «Farman F.IV» могли сильно отличаться друг от друга, в зависимости от прихоти изготовителя. Могли устанавливаться крылья различного размаха, двигатели могли быть как ротативными, так и стационарными, иногда устанавливали гондолу для экипажа.
В начале своей карьеры «Farman F.IV» не раз выигрывали различные призы, активно участвовали в многочисленных соревнованиях. Вот некоторые из них:
В апреле 1910 году французский пилот Louis Paulhan выиграл приз 10000 фунтов за перелет из Лондона в Манчестер, в упорной борьбе с англичанином Claude Grahame-White (который так и не смог добраться до Манчестера). Оба пилота были на «Farman F.IV».
В мае 1910 года Cheuret установил рекорд дальности полета без посадки вне аэродрома с пассажиром — 44 километра из Mourmelon до Chalons и обратно за 34 минуты со скоростью 75 км/ч.
В сентябре 1910 года всего несколько километров не долетел из-за плохой погоды Weymann, летевший с пассажиром из Парижа в Clermont-Ferrand (около 430 км). В условия получения приза в 4000 фунтов входило ограничение по времени — 6 часов, зато было разрешено любое количество промежуточных посадок.
Из-за несоблюдения всех нужных формальностей так и не смог получить приз в таком же размере Wynmalen, пролетев в октябре 1910 года из Парижа в Брюссель и обратно с пассажиром за 28 часов. Расстояние между двумя столицами составляет около 300 километров.
Приз в 1000 фунтов получил лейтенант Cammerman в декабре 1910 года полет из Bouy до Montigny-sur-Aube и обратно (232 км за 4 часа). По условиям приза пилотировать самолет должен был французский офицер в мундире, кроме того, в самолете должен был находиться один пассажир.
Женский приз за самый дальний беспосадочный перелет в 1910 году получила Mdlle. Dutrieu за полет протяженностью в 167 км за 2 ч. 35 мин.
Армия также была заинтересована в этом самолете. В сентябре 1910 года «Farman F.IV» (10 самолетов) вместе с двухместными и одноместными «Bleriot.XI» (20 самолетов) участвовали в маневрах французской армии. Летая с трех организованных «аэронавтических станций», самолеты вели разведку и осуществляли быструю доставку донесений.
С появлением более новых типов самолетов «Farman.IV» все больше применялись для обучения. Благодаря простоте пилотирования, они оказались очень подходящими для этой роли. Большинство военных летчиков Первой Мировой войны учились летать именно на машинах этого типа. В 1911 году на этом самолете обучалась первая женщина в Великобитании, получившая пилотскую лицензию (Hilda Hewlett).
Этот самолет выпущен в тысячах экземпляров во многих странах.
В 1910-1916 годах самолеты типа “Farman F.IV” строились в Российской Империи во многих вариантах, с различными двигателями, разных размеров и со значительными отклонениями от первоначальной схемы. Во Франции было приобретено лишь несколько экземпляров, а построено было на русских заводах, в летных школах, в мастерских авиаторов много сотен. Число построенных экземпляров с видоизменениями не поддается учету, поэтому дать единое описание самолета невозможно. В основном берется за основу описание, сделанное профессором Н.А.Рыниным.
Краткое техническое описание.
Самолет «Farman F.IV» выпускался в 1910-1916 годах во многих вариантах, незначительно отличавшихся друг от друга. Профиль крыла тонкий, вогнутый. Он был задан лонжероном, являвшимся одновременна и передней кромкой, и тонкими нервюрами. Обшивка крыльев односторонняя, снизу.
Вертикальное оперение не имело неподвижного киля, его заменяли рули поворота. Руль высоты выносился вперед. Каркас рулей — деревянный.
Ферма фюзеляжа — из сосновых брусков и планок, соединенных стыковыми стаканчиками. Расчалки и проводка управления — из проволоки, причем к элеронам проводка делалась только снизу.
Управление рулем высоты и элеронами осуществлялось ручкой, или, как ее тогда называли, «гошем», а рулем поворота — педалями.
Двигатель — ротативный, семицилиндровый, звездообразный, типа «Gnome», мощностью 50 л.с., встречались экземпляры с двигателями водяного охлаждения «Argus» (60 л.с.) и «Renault» (55 л.с.). Воздушный винт — «Интеграл» Шовьера диаметром 2,5 м и шагом 1,15 м. Бак устанавливался сзади летчика над двигателем, топливо подавалось самотеком.
Кабины этот двухместный самолет не имел. Экипаж размещался на деревянных сиденьях перед коробкой крыльев. Приборов на самолете не было совсем.
Крыло и рули обтягивались полотном светло-кремового цвета, приобретавшим после пропитки аэролаком желтоватый оттенок. Металлические детали не окрашивались, деревянные покрывались лаком.
ЛТХ:
Модификация: Farman F.IV
Размах крыла, м: 10,50
Длина, м: 12,30
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 41,00
Масса, кг
-пустого самолета: 400
-максимальная взлетная: 580
Тип двигателя: 1 х ПД «Gnome»
-мощность, л.с.: 1 х 50
Максимальная скорость, км/ч: 65
Крейсерская скорость, км/ч: 55
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 2.
Вспомогательный самолет Farman F.IV.
Вспомогательный самолет Farman F.IV.
Старт самолета Farman F.IV на Коломяжском ипподроме. Санкт-Петербург, 1910 г.
Farman F.IV на показательных полетах. Санкт-Петербург, 1910 г.
Farman F.IV в полете.
Винтомоторная группа Farman F.IV.
Farman F.IV. Реплика инженера-энтузиаста Георгия Галли. В 2012 г. находился на выставке в Музее артиллерии и войск связи в Санкт-Петербурге.
Реплика Farman F.IV. 2010 г. Санкт-Петербург.
Реплика Farman F.IV. 2010 г. Санкт-Петербург.
Реплика Farman F.IV. 2010 г. Санкт-Петербург.
Реплика самолета Farman F.IV у аэробуса А-380.
Проекции Farman F.IV. Рисунок.
Farman F.IV. Чертеж.
Farman F.IV. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Сергей Острожинский. Доисторическая Авиация. Farman.IV.
Арон Шепс. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Farman.IV».