Поршневой авиационный двигатель М-104.
Разработчик: КБ Климова
Страна: СССР
Год постройки: 1939 г.
В 1939 году КБ Климова сделало серьезный шаг на пути усовершенствования и развития мотора М-103А, на нем был установлен опытный двухскоростной ПЦН, разработанный в ЦИАМ Г.Е.Блохиным. Опытный мотор с этим ПЦН получил обозначение М-104, прошел заводские стендовые испытания и в конце 1939 года уже был испытан в полете.
Мотор М-104 по сравнению с М-103А имел несколько меньшую взлетную мощность (900 вместо 1000 л.с.) при той же частоте вращения, но меньший наддув (910 вместо 1100 мм рт. ст.), с улучшенными высотными характеристиками. Мотор был получен установкой на стандартный М-103 новый двухскоростной нагнетатель Э-23. Масса мотора лишь на 5 кг превышала массу М-103А.
Результаты испытаний были не вполне удовлетворительными. Кроме обычных для опытного мотора конструктивных и технологических дефектов оказался неудачным выбор передаточных чисел привода ПЦН и его характеристик применительно к мотору М-103А: имел место «провал» мощности на высотных характеристиках в диапазоне высот от 3 до 5 км. Мотор так и остался опытным. Однако опыт его создания послужил основой для разработки одного из самых удачных отечественных моторов.
В истории моторостроения М-104 так и остался переходной моделью, было выпущено всего 232 экземпляра.
.
.
Источник:
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.