23-мм авиационная пушка АМ-23 (9А036).
Разработчик: ОКБ-16, Н.М.Афанасьев и Н.Ф.Макаров
Страна: СССР
Начало разработки: 1951 г.
Принятие на вооружение: 1953 г.
Прототипом пушки AM-23 был 12,7-мм пулемет Н.М.Афанасьева А-12,7 (ТКБ-481), принятый на вооружение вертолетов в сентябре 1953 года. Еще до принятия на вооружение этого пулемета в КБП были начаты работы по созданию авиационной пушки с автоматикой типа А-12,7 под мощный 23-мм патрон пушки ВЯ конструкции Н.М.Афанасьева и Н.Ф.Макарова. После наземных и летных испытаний пушек в 1951 году был выбран вариант пушки под патрон НС-23 как более подходящий по своим габаритам и весу для размещения на подвижных установках самолета. Пушка КБП под патрон НС-23, получившая заводской индекс ТКБ-495, успешно выдержала конкурсные испытания с 23-мм пушками 220П (ОКБ-16) и Ш-23 (ОКБ-15), и в мае 1954 года была принята на вооружение под названием AM-23 (9А036).
Работа автоматики AM-23 основана на принципе отвода газов. В стволе имелось два отверстия: диаметром 6,5 мм для отвода газов в цилиндр газовой камеры и 4 мм для отвода газов к газовому буферу. Пушка в установке крепилась спереди за цапфы пружинного амортизатора и сзади за направляющие коробки. Переднее крепление силовое, заднее — направляющее. Затвор клиновый. Клин перемещался в наклонном (под углом 5° к вертикали) гнезде коробки. Перед началом стрельбы подвижные части находились в крайнем переднем положении.
Для смягчения удара и аккумулирования энергии подвижных частей в их крайнем заднем положении применялся газовый буфер, который имел значительные преимущества по сравнению с пружинным (малые габариты и вес, высокую живучесть, большой коэффициент восстановления). Пушка имела агрегат пневмозарядки, обеспечивающий движение подвижных частей как назад, так и вперед под действием воздуха. Для уменьшения усилия отдачи пушка имела амортизаторы (откатники) пружинного типа.
Питание пушки — ленточное. Лента металлическая звеньевая, подача слева и справа. Изменение направления подачи производилось за несколько минут. Огонь велся с переднего положения подвижных частей.
Габариты пушки AM-23: длина — 1467 мм, ширина — 166 мм, высота — 175 мм (при длине ствола 1000 мм). Вес пушки (без откатников) — 43 кг. Темп стрельбы — 1200 выстр./мин. Гарантированная живучесть ствола — 6000 выстрелов.
Обычно пушки изготавливались со стволом 1000 мм, в некоторых случаях — 1450 мм. Стволы снабжались дульными насадками различных конструкций.
Пушка AM-23 выпускалась более 25 лет.
Производство пушке AM-23 осуществлял завод № 535. В 1953 году было собрано 56 пушек, в 1954 году — 1031, в 1955 году — 3946, в 1956 году — 2786, в 1957 году — 3345.
Пушка AM-23 устанавливалась на самолетах Ту-16, Ан-8, Ан-12Б, Ил-54, Бе-8, Бе-10, нескольких сериях Ту-95, Ил-76, М-4, 3М. Кроме того, АМ-23 устанавливалась на пограничных катерах пр. 125.
Пушка AM-23 оказалась последней серийной «классической» авиационной пушкой.
Модификации:
AM-23 — базовая модификация.
АМ-23Л1 — модификация с дульной насадкой Л1. Длина ствола увеличена до 1450 мм.
АМ-23Л3 — модификация с дульной насадкой Л3.
Технические характеристики:
Калибр, мм: 23
Снаряд, мм: 23 х 115
Длина пушки, мм: 167
Ширина пушки, мм: 166
Высота пушки, мм: 175
Длина ствола (стволов), мм: 1000
Вес пушки без магазина, кг: 43
Темп стрельбы, выстр./мин: 1200
Начальная скорость снаряда, м/сек: 720
Ресурс пушки, выстр.: 6000
Число стволов: 1.
Авиационная пушка АМ-23 в музейной экспозиции.
Пушки АМ-23 в кормовой установке самолёта Ту-142.
Осмотр пушек АМ-23 на нижней установке ДТ-7НС. Ту-16.
Обслуживание пушки АМ-23.
.
.
Источник:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.