Разведчик-бомбардирощик Ansaldo SVA.9 (10).
Разработчик: Ansaldo
Страна: Италия
Первый полет: 1918 г.
В июне 1918 появилась двухместная версия самолета SVA-5, обозначенная SVA-9. Он получил крыло увеличенного размаха и большей площади, центральную часть фюзеляжа переделали под размещение второй отдельной кабины, размещенной между мотором и кабиной летчика (кабина штурмана-наблюдателя размещалась спереди). Двухместные самолеты предполагалось использовать как своего рода командные машины в группе одноместных SVA-5, а также в качестве учебно-тренировочных. Большой серией SVA-9 не строился, но как учебно-тренировочный использовался даже в первой половине 1930-х годов.
Довольно быстро выяснилось, что характеристики самолета SVA-9 не столь высоки, чтобы не опасаться атак вражеских истребителей. Тогда фирма «Ansaldo» предложила SVA-10 — вооруженный вариант SVA-9, на котором членов экипажа поменяли местами: летчик теперь располагался в передней кабине, а наблюдатель — в задней. В задней кабине также смонтировали пулемет на турели. Штатное вооружение дополняли два неподвижных синхронных пулемета, огонь из которых вел пилот, однако с целью снижения массы самолета обычно один из этих двух пулеметов снимали. На SVA-10 предусматривалась подвеска легких бомб, как и на SVA-5.
Выпускались они в вариантах с двумя типами двигателей. На SVA-10/IF стояли моторы Isotta-Fraschini Semi-Asso, а на SVA-10/SPA — 220-сильные моторы SPA-6A.
В итальянские авиационные эскадрильи самолеты SVA-10 начали поступать в 1918 году и оставались на вооружении до второй половины 1920-х годов.
Самолеты этого типа неоднократно бомбили Вену и другие крупные австрийские города. Правда, из-за небольшой бомбовой нагрузки эти налеты носили скорее пропагандистский характер.
20-30 машин приобрела Грузия (впоследствии — захвачены Красной Армией), 50 экземпляров закупил Советский Союз.
ЛТХ:
Модификация: SVA.10
Размах крыла, м: 9,10
Длина, м: 8,10
Высота, м: 2,95
Площадь крыла, м2: 26,90
Масса, кг
-пустого самолета: 730
-нормальная взлетная: 1065
Тип двигателя: 1 х ПД S.P.A. 6A (Isotta-Fraschini)
-мощность, л.с.: 1 х 220 (250)
Максимальная скорость, км/ч: 200
Крейсерская скорость, км/ч: 189
Продолжительность полета, ч.мин: 5.40
Скороподъемность, м/мин: 208
Практический потолок, м: 6000
Экипаж, чел: 2
Вооружение: один 6,5-мм турельный пулемет Fiat «Revelli», до 90 кг бомб.
Прототип SVA.9 — SVA.5 «Primo».
Разведчик-бомбардировщик Ansaldo SVA.10 ВВС Италии.
Разведчик-бомбардировщик Ansaldo SVA.10 ВВС Италии.
Разведчик-бомбардировщик Ansaldo SVA.10 ВВС Италии.
Самолеты Ansaldo SVA.10 на стоянках. Италия, 1922 г.
SVA.10 Гражданского флота Италии.
Ansaldo SVA.10 ВВС Чили.
Грузинские авиаторы у Ansaldo SVA.10.
Ansaldo SVA.10 на испытаниях в СССР.
С.М.Буденный, Г.К.Орджоникидзе и командующий авиацией Закавказья Ф.А.Астахов у самолета Ansaldo SVA-10. Тбилиси, 1924 г.
Этот Ansaldo SVA.10 был найден в 1956 году и отреставрирован. Самолет сохранил оригинальный мотор. Самолет находится в коллекции Фейфильда в Вашингтоне, штат Коннектикут.
Ansaldo SVA.9 ВВС Италии. Рисунок.
Ansaldo SVA.10 ВВС Польши. Рисунок.
Ansaldo SVA.10 ВВС Литвы. Рисунок.
Ansaldo SVA.9. Схема.
Ansaldo SVA.10. Схема.
.
.
Список источников:
Арон Шепс. Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты.
Вячеслав Кондратьев. Разведывательные самолеты Первой мировой войны.
Сайт «Уголок неба». 2010 г. страница: «Ansaldo SVA.9(10)».