Многоцелевой транспортный самолет W.34 (ПС-4).
Разработчик: Junkers
Страна: Германия
Первый полет: 1926 г.
Параллельно с самолетом W.33 на заводе в Дессау строился другой транспортный самолет — W.34. Спроектированный под под руководством Г.Польманна он был практически братом близнецом W.33-го, отличался лишь силовой установкой (на самолет ставили звездообразные двигатели воздушного охлаждения) и более просторной грузовой кабиной, которую можно было легко переоборудовать под пассажирскую. Первый полет прототипа самолета W.34a (заводской номер 795, бортовой — D-922) состоялся 7 июля 1926 года. На этом самолете был установлен французский двигатель Gnome-Rhone «Jupiter» VI мощностью 420 л.с. Серийное производство гражданских W.34 начали в 1927 году. Их строили заводы «Юнкерс» в Дессау и «АБ Флигиндустри» в Лимхамне (Швеция).
С 1933 года в Германии стали выпускать и военные W.34. Всего изготовили 1791 экз. (военных и гражданских). Наиболее массовыми вариантами стали W.34hi с двигателем BMW 132A мощностью 660 л.с. и W.34hau с двигателем Bramo.322 мощностью 650 л.с. Они использовались в качестве грузовых, пассажирских и санитарных самолетов. Тридцатьчетвертые широко использовались до самого начала Второй Мировой, а последним был списан канадский W.34, выведенный из состава в 1961 году.
В Советском Союзе W.34 производились до начала 1935 года. Из-за почти полного сходства с W.33 они тоже носили обозначение ПС-4.
После образования Люфтваффе в 1933 году W.34 применяли как легкий транспортный и учебно-тренировочный. Вооружение подобных самолетов состояло из одного 7,9-мм пулемета и до 100 кг бомб (только на учебных машинах). W.34h состоял на вооружении в Германии с 1933 года, а в находившихся под контролем немцев Словакии и Хорватии — с 1942 года. Выпускались три военных вариантах — W.34he с мотором BMW 132A-1, W.34hi с мотором BMW 132E-1 и W.34hau с мотором Bramo 322H.
W.34h служили в летных школах, готовивших экипажи для бомбардировочной авиации, а также применялись для перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния. К началу Второй мировой войны они уже устарели, но продолжали применяться как транспортные, в основном в тылу.
Словацкие W 34h приняли участие в национальном восстании в 1944 году. Хорватские ВВС применяли их против партизан Югославии. Трофейные машины с 1944 года эксплуатировались в СССР Гражданской авиацией и ВВС, позднее также авиацией МВД.
Производство W.34 прекратили в Дессау в 1934 году.
W.34, как и W.33, успел отметится и как рекордный самолет — в 1928 году были побиты два мировых рекорда высоты, с грузом 500 кг и 1 000 кг — 9 190 метров и 7 907 метров соответственно. А 26 мая 1929 года W.34 без груза поднялся на высоту 12 379 метров, что стало третьим мировом рекордом этого самолета.
ЛТХ:
Модификация: W.34hi
Размах крыла, м: 17,80
Длина, м: 10,30
Высота, м: 3,19
Площадь крыла, м2: 43,00
Масса, кг
-пустого самолета: 1655
-нормальная взлетная: 3200
Тип двигателя: 1 х ПД BMW 132A
-мощность, л.с.: 1 х 660
Максимальная скорость, км/ч: 264
Крейсерская скорость, км/ч: 222
Практическая дальность, км: 900
Практический потолок, м: 6900
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: до 6 пассажиров.
Прототип W.34 (гидровариант).
W.34 (гидровариант) в полете.
W.34fi «Люфтганзы».
W.34hi Люфтваффе.
W.34fi на лыжном шасси.
Шведский санитарный самолет W.34.
Канадский W.34.
Пассажирский W.34 (гидровариант).
Пассажирский W.34 (гидровариант).
Пассажирский W.34 (гидровариант).
Пассажирский W.34 (гидровариант).
Пассажирский W.34 (гидровариант).
Транспортный W.34 на стоянке.
Транспортный самолет W.34 (с двигателем Gnôme et Rhône Jupiter IV) ВВС Чехословакии.
Транспортные самолеты ПС-4 (W.34) ВВС СССР на стоянках.
Обслуживание ПС-4 (W.34) авиации МВД СССР на стоянке.
ПС-4 (W.34) ВВС СССР в полете.
Кабина пилота ПС-4 (W.34).
W.34hau Люфтваффе. Рисунок.
ПС-4 (W.34) ВВС СССР. Рисунок.
W.34he. Схема.
ПС-4 (W.34). Схема.
ПС-4 (W-34). Схема.
.
.
Список источников:
Владимир Котельников. Военно-транспортные самолеты Второй мировой войны.
Сайт «Уголок неба». 2008 страница: «Junkers W.34».
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.