Многоцелевой транспортный самолет Ил-114Т.
Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: Россия
Первый полет: 1996 г.
В ноябре 1994 года в ОКБ им. Ильюшина приняли решение в инициативном порядке и за свой счет разработать и поставить на серийное производство грузовой вариант самолета Ил-114. В январе 1995 года был утвержден компоновочный чертеж Ил-114Т. На этом самолете компоновка кабины экипажа осталась без изменений. А в расположенном за кабиной экипажа грузовом отсеке длиной 19 м на рельсы пола установлено быстросъемное грузовое оборудование, в том числе роликовые дорожки для перемещения грузов, находящихся в контейнерах или на поддонах. Хвостовая часть грузового отсека используется преимущественно для перевозки грузов, размещаемых в «навал». В случае необходимости в грузовом отсеке Ил-114Т оборудуется салон для пассажиров, сопровождающих грузы. Первый полет первого серийного Ил-114Т выполнен в Ташкенте в сентябре 1996 года. Дальнейшие же работы по сертификации Ил-114Т будут вести только после поступления средств, так как наши две организации считаются полноправными участниками работ по сертификации.
Ил-114Т предназначен для перевозки грузов массой до 7 т на линиях протяженностью 1000 — 4800 км. Самолет создан на базе пассажирского Ил-114 и представляет собой новое поколение транспортных самолетов в своем классе.
Первый полет образца состоялся 14 сентября 1996 года. Самолет выполнен по схеме свободнонесущего моноплана с низкорасположенным крылом и обычным однокилевым хвостовым оперением. В конструкции планера широко используются детали из композиционных материалов. Герметичный фюзеляж круглого поперечного сечения диаметром 2,86 м позволяет перевозить до 8 стандартных грузовых контейнеров, для погрузки которых в задней части фюзеляжа по левому борту имеется большая откидывающаяся вверх грузовая дверь (3,250 х 1,715 м). Быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается за счет использования быстросъемной напольной механизации. В передней части фюзеляжа находится оснащенная цифровым электронным оборудованием с цветными приборными индикаторами двухместная кабина пилотов, за которой расположен отсек для сопровождающих груз пассажиров. Этот отсек рассчитан на двух пассажиров и отделен от грузовой кабины противодымной шторой. В случае необходимости противодымная штора может быть смещена вглубь грузовой кабины, при этом в отсеке для сопровождающих можно установить 16 кресел. Кроме грузовой двери, в передней части фюзеляжа по левому борту имеется дверь со встроенным трапом, а в задней части фюзеляжа по правому борту — аварийная дверь.
Крыло самолета оснащено эффективной взлетно-посадочной механизацией, состоящей из выдвижных двухщелевых закрылков с фиксированным дефлектором, которые отклоняются на углы 10°, 20° и 40°. На крыле установлены также органы поперечного управления самолетом и четыре секции тормозных щитков, которые отклоняются вверх на угол 50° в момент касания колесами шасси поверхности взлетно-посадочной полосы, что позволяет с самого начала послепосадочного пробега эффективно использовать тормоза колес шасси и тем самым значительно сократить послепосадочный пробег самолета.
Шасси самолета состоит из передней стойки с двумя колесами и двух основных стоек с двумя тормозными колесами на каждой стойке.
Конструкция шасси наряду с мощной механизацией крыла и наличием на самолете вспомогательной силовой установки позволяет эксплуатировать самолет автономно на необорудованных взлетно-посадочных площадках.
Основная силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей с низким расходом топлива ТВ7-117С мощностью 2500 л.с. каждый. Двигатели оснащены малошумными шестилопастными воздушными винтами диаметром 3,6 м с автоматическим флюгированием лопастей в полете Расположение мотогондол по размаху крыла выбрано с учетом сохранения в минимально возможных пределах моментов крена и разворота, возникающих в случае отказа одного из двигателей. Топливо размещается в двух баках — кессонах, расположенных в левой и правой частях крыла. Емкость каждого бака составляет 4180 л.
Крыло, хвостовое оперение, силовая установка и лобовые стекла кабины экипажа защищаются от обледенения специальной противообледенительной системой.
Установленный на самолете современный цифровой пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает автоматизированное и ручное самолетовождение по оборудованным и малооборудованным трассам в любое время суток и года, а также заход на посадку и посадку в условиях метеоминимума I и II категорий ИКАО. Это позволяет осуществлять управление самолетом летным экипажем из двух человек командиром воздушного корабля и вторым пилотом
Высокие аэродинамические качества нового самолета в сочетании с низким расходом топлива турбовинтовыми двигателями, а также низкая стоимость технического обслуживания делают Ил-114Т высокоэкономичным в эксплуатации. Считается, что стоимость грузоперевозок на Ил-144Т будет в два раза меньше, чем на Ан-26.
ЛТХ:
Модификация: Ил-114Т
Размах крыла, м: 30,00
Длина самолета, м: 26,877
Высота самолета, м: 9,324
Площадь крыла, м2: 81,90
Масса, кг
-пустого самолета: —
-взлетная масса: 23500
-топлива: 6500 (8360 л)
Тип двигателя: 2 х ТВД ТВ7-117С (или Pratt Whitney PW127C)
-мощность, л.с.: 2 х 2500
Крейсерская скорость, км/ч: 500
Перегоночная дальность, км: 4800
Дальность с макс. нагрузкой, км: 1000
Практический потолок, м: 7600
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: до 7000 кг груза.
Первый экземпляр Ил-114Т.
Первый экземпляр Ил-114Т.
Первый экземпляр Ил-114Т.
Первый экземпляр Ил-114Т.
Первый экземпляр Ил-114Т.
Кабина пилотов Ил-114Т.
Первый экземпляр Ил-114Т. Рисунок.
Ил-114Т ТАПО им. В.П.Чкалова (Узбекистан). Рисунок.
.
.
Список источников:
Самолеты мира. Ил-114, Ил-114Т.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Крылья Родины. Николай Таликов. «Сточетырнадцатый» — грузовой.
Крылья Родины. Николай Таликов. Экономичный, Скоростной, Надежный.
Крылья Родины. Лев Берне. Триумф фирмы «Ильюшин».
ОАО «АКим. С.В.Ильюшина». Грузовой самолет местных воздушных линий Ил-114. (Ilyushin.org. ).
Фотоархив сайта russianplanes.net