Заикин Иван Михайлович (1880-1948).
Родился 5 (17) ноября 1880 года в селе Верхнее Талызино Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Сеченовский район Нижегородской области).
В детстве и юности испытал нужду и нищету. Работать пришлось с 12 лет. В юношеские годы мечтал стать таким же сильным, как отец — известный на Волге кулачный боец. Вскоре удача улыбнулась ему, когда попал на работу к купцам-миллионерам братьям Меркульевым в Царицыне, где они содержали атлетическую арену. Из этой арены и пошёл в «люди» чемпион-борец Иван Заикин. В 1904 году Меркульевы послали его на Всероссийский любительский чемпионат, где по гирям Заикин выиграл первый приз. С этого года он и стал профессиональным атлетом и борцом. Борцовский дебют его состоялся в Твери.
Иван Михайлович считался учеником Ивана Поддубного. Многие сильные борцы, встретившись с этим чемпионом-чемпионов — Поддубным, потом избегали этого «удовольствия». Борец Заикин встречался с Иваном Максимовичем на ковре 15 раз, начиная с Воронежа в 1904 году до Тифлиса в 1916 году. Поддубный, как известно, учил по простому методу: «За одного битого двух небитых дают».
Иван Михайлович был весьма разносторонний человек, дружил с Куприным, Горьким, Шаляпиным, Блоком, Алексеем Толстым, Каменским. Заикин также дружил с Распутиным. С ним он познакомился через царицынского священника Илиодора. Того, который строил Свято-Духов монастырь. А когда Распутина ранила ножом жительница Царицына Хиония Гусева, Заикин послал ему письмо: «Молю Бога об укреплении вашего душевного и физического здоровья».
Однажды на гастролях в Одессе он увидел, как в небе парит аэроплан и решил, что обязательно станет авиатором. В то время лётчиков в России можно было по пальцам пересчитать. На показательных полётах можно было заработать и спонсорами Заикина стали одесские купцы Пташниковы.
Атлет прошёл курсы авиаторов во Франции и стал девятым русским летчиком. В 1910 году Иван Заикин совершает серию показательных полётов по городам России на самолёте, принадлежавшем Пташниковым. Его манил риск, новые ощущения в авиации. И возможно, он продолжил бы успешную карьеру воздухоплавателя, если бы не роковое случайное обещание покатать на хрупком аэроплане знакомого писателя Куприна, обладателя такой же крупной фигуры и большого веса. Они встретились вновь в Одессе, где Заикин выступал уже не как атлет, а в качестве авиатора. Выписывал круги над аэродромом на радость публике, катал храбрецов. На трибуне оказался и писатель Куприн.
«В это время, Бог знает почему, я поднял руку кверху и помахал кистью руки. Заметив это, Заикин наивно и добродушно размял толпу, подошёл ко мне и сказал: «Ну, что ж, Лександра Иваныч, полетим?» — напишет позже чудом спасшийся автор «Олеси» и «Гранатового браслета» в своём очерке «Мой полёт». Кто-то нацепил на писателя меховую шапку и вот уже Заикин с Куприным идут к аэроплану. Взлетели, поворот и вдруг …
Сначала я видел Заикина немножко ниже своей головы. Вдруг я увидел его голову почти у своих колен. Ни у меня, ни у него (как я потом узнал) не было ни на одну секунду ощущения страха. Я каким-то странным равнодушным любопытством видел, что нас несёт на еврейское кладбище, где было на тесном пространстве тысяч до трёх народа…» — рассказывал Куприн. В этот момент Заикин круто повернул, уводя аэроплан от толпы, решив, очевидно, пожертвовать двумя жизнями, но спасти ещё несколько. Упади аэроплан в зрителей, жертв было бы не избежать. К счастью и пилот и пассажир остались живы. Но в небо Заикин больше не поднялся. Спонсоры Пташниковы забрали его летательный аппарат, несостоявшийся авиатор вынужден был вернуться на арену. А писатель Куприн ещё долго корил себя и принародно признавался, что он и только он один виноват в крушении аэроплана и надеялся, что Заикин не обижается на него.
С 1928 года и до конца жизни жил в Кишинёве, в Бессарабии, тогда принадлежавшей Румынии, и присоединённой в 1940 году к СССР. Организовал «Спортивную арену» — ансамбль профессиональных атлетов-борцов. Их выступления, проходившие на территории Бессарабии и Румынии (в Кишинёве, Оргееве, Ганчештах, Яссах, Галаце), носили зрелищно-просветительскую направленность. Великолепно сложенные, сильные и ловкие богатыри были прекрасными агитаторами физической культуры и здорового образа жизни. 20 июля 1930 года во время исполнения трюка «Живой мост» в Ганчештах получил серьёзную травму плеча и головы, другую серьёзную травму перенёс в Плоештах. Принял участие в борцовском турнире 1934 года в Риге.
В декабре 1945 года, когда отмечалось 60-летие отечественной атлетики, знаменитый богатырь был приглашён на чествование в Ленинград. Здесь произошла его встреча со знаменитым борцом и арбитром И.В.Лебедевым, которая произвела на зрителей неизгладимое впечатление.
22 ноября 1948 года на 69-м году жизни Иван Михайлович Заикин скончался. Похоронен на Центральном (Армянском) кладбище в Кишинёве. В памяти благодарных потомков остался пионером авиации, ярчайшим представителем отечественной атлетики.
В 1975 году был снят художественный фильм «Воздухоплаватель» о И.М.Заикине.
И.М.Заикин в период спортивной карьеры.
Лев Мациевич с пассажиром, известным борцом Иваном Заикиным.
И.М.Заикин у своего аэроплана Farman F.IV.
Авиатор И.М.Заикин у своего аэроплана беседует с Великим князем Николаем Михайловичем.
.
.
Список источников:
Б.А.Порфирьев. Борцы.
А.А.Светов. Иван Заикин.