0.Г.В.Пиотровский

Пиотровский Григорий Викторович (1881-1935).

Григорий Викторович Пиотровский родился в январе 1881 года в Витебской губернии. Образование получил в стенах Варшавского Императорского университета.
Казалось, ничто не говорило о том, что Григорий Викторович выберет военно-морскую стезю. Но на двадцать третьем году жизни, 27 июня 1903 года, он по собственному желанию был зачислен юнкером во флот и направлен на Балтику в 18-й флотский экипаж.
Через два года Высочайшим приказом по морскому ведомству за №100 Пиотровский производится в чин мичмана и приписывается к 10-му флотскому экипажу. В дальнейшем следует служба на крейсерах «Герцог Эдинбургский», «Сибирский стрелок», «Лейтенант Ильин», на миноносце №131 и судне «Алмаз».

Однако неожиданно для всех в начале 1908 года Г.В.Пиотровский зачисляется в запас флота по Витебскому уезду и уходит в промысловый флот. Целый год он командует шхуной в районах русского Севера, но затем возвращается на службу в военно-морской флот.
Прослужив полгода на посыльном судне «Алмаз» (второй раз за свою офицерскую службу), лейтенант направляется для обучения матросов-новобранцев во 2-й флотский экипаж, а оттуда — в штат Морского Генерального штаба (МГШ), где он и начал серьезно заниматься вопросами уже другого флота — воздушного.

Согласно приказу МГШ от 30 апреля 1910 года, Пиотровский командируется во Францию, в распоряжение Великого князя Александра Михайловича для обучения летному делу. После обучения во Франции Г.В.Пиотровский получив диплом пилота становиться 10-м русским летчиком.
В ноябре того же года в Севастополе открылась авиационная школа Отдела воздушного флота, где в качестве преподавателей и инструкторов были собраны наиболее подготовленные летчики России. Одним из первых приглашенных в нее был лейтенант Пиотровский, назначенный на должность инструктора по аппарату «Блерио».

Именно в Севастополе к его славе умелого и бесстрашного пилота прибавилась известность талантливого авиатора-испытателя. 24 декабря 1910 года из Петербурга в Севастополь по железной дороге для пополнения авиационного парка школы было отправлено пять аэропланов: два «Блерио», два «Фармана» и один «Соммер». Сразу после окончания рождественских каникул в ангаре школы началась их сборка. В тот год зима в Севастополе выдалась необычайно суровая. В ночь с 5 на 6 января из-за бури в городе была размыта вновь строящаяся набережная, на бульварах повалены деревья и фонари, причинен ущерб многим частным домам. Выпавший после этого снег толстым слоем покрыл авиационное поле, и в полетах наступил вынужденный перерыв. «Капризы» погоды надолго задержали снежный покров. Уже была закончена сборка поступивших летательных аппаратов, а снег все лежал. Тогда капитан 2 ранга В.Кедрин и лейтенант Г.Пиотровский решили совершить взлет в таких необычных условиях при помощи лыж, приспособленных к летательным аппаратам вместо колес.

Первым сделал попытку Григорий Пиотровский, но взлететь не смог. На следующий день подобный опыт на биплане «Соммер» повторил Кедрин. Вячеславу Никаноровичу удалось подняться в воздух и пролететь небольшое расстояние, но из-за сильного ветра аэроплан накренился вправо и упал в районе аэродрома. В результате Кедрин получил травмы лица и шеи. «Опыты выяснения возможности подъема со снежного поля имеют громадное значение для России, в большей своей части, покрытой снегом в течение шести месяцев, когда подъем на колесных летательных аппаратах совершенно становится невозможным и таким образом, военный аэроплан выводится из строя, обреченный на бездействие», — повествовалось в январе 1911 года на страницах «Севастопольского авиажурнала». Итог этой первой попытки взлета аэроплана с помощью лыж подвел сам Г.Пиотровский, опубликовав в феврале 1911 года там же статью «Аэропланы на лыжах». В историю отечественной морской авиации офицер Пиотровский вошел и как талантливый журналист, занимавшийся вопросами воздухоплавания и авиации и как видный теоретик в области использования и боевого применения авиации флота.

Участвуя в Первом Всероссийском празднике воздухоплавания, около шести часов вечера 22 сентября 1910 года, лейтенант флота Г.В.Пиотровский вместе с пассажиром, студентом Л.Масаиновым, поднялся на аппарате французского производства «Блерио» в небо над Санкт-Петербургом. Аэроплан находился в воздухе над водной гладью Финского залива, когда ухудшилась погода. Полет продолжался уже более двадцати минут, и для возвращения в Санкт-Петербург, с учетом метеоусловий, просто-напросто могло не хватить бензина. Тогда лейтенант принял решение направить крылатую машину к Кронштадту. При подлете к городу бензин все-таки кончился, и посадка производилась, по сути, без капли топлива в баке, поэтому избежать поломки самолета не удалось: была повреждена правая консоль крыла, помят пропеллер. Тем не менее, ему удалось сесть. Так, без всякой подготовки, был установлен своего рода рекорд — расстояние около 30 километров было преодолено чуть более чем за полчаса.

«Его перелет, — как справедливо писали в те дни газеты, — принес славу не только нашей авиации, но и всемирной. 7 октября лейтенант Пиотровский попытался перелететь на своей машине обратно в Санкт-Петербург. В четыре часа дни, взяв с собой механика, унтер-офицера Черепанова, он благополучно взлетел и на высоте тридцать метров направил свой аппарат в сторону столицы. Через две минуты полета при развороте у берега «Блерио» был подхвачен боковым ветром и резким порывом сброшен на землю. Аппарат представлял собой жалкое зрелище: были смяты левое крыло, пропеллер и хвост. К счастью, летчик и механик остались невредимы.»

Вскоре после исторического перелета из Санкт-Петербурга в Кронштадт он издал у себя на родине в Витебской губернии, свою книгу «О летании». В 1913 году опубликовал фундаментальный труд «Гидроавиация». Но особое место в его деятельности занимает сотрудничество с журналом «Морской сборник». В статье «Авиация и компас», он знакомит читателя с использованием данного прибора на летательных аппаратах различных фирм, убеждая в его значимости для военного дела. Он писал, что к организации осведомительной метеорологической службы рано или поздно придут и русские летчики. Подчеркивал, что, в высшей степени желательно, чтобы это произошло как можно скорее. «Севастополь как база военного флота, как воздухоплавательный центр и наконец как будущий коммерческий порт втройне нуждается в «осведомительном метеорологическом бюро», — подвел итог Григорий Викторович в своей статье «Авиация и метеорология».

В годы Первой Мировой войны лейтенант Пиотровский принимает участие в боевых действиях, выходит в море на крейсере «Император Александр II». Затем он направляется в длительную заграничную командировку в США, где вначале занимается приемкой аэропланов от американской фирмы «Кертис», а впоследствии исполняет обязанности помощника русского военного агента.
Кроме выполнения должностных обязанностей, он продолжает еще и научно-теоретическую деятельность, что подтверждается появлением в шестом номере «Морского сборника» за 1916 года его статьи «Авиация в Америке», содержащей глубокий анализ истинного положения авиационного дела в одной из передовых стран мира.

Последняя по времени запись в «послужном списке» Григория Пиотровского, хранящемся в Российском государственном архиве Военно-морского флота в Санкт-Петербурге, повествует о том, что 30 июля 1916 года он был произведен в старшие лейтенанты. Наступивший 1917 год и последующие исторические события оборвали связь Пиотровского с Россией. Но заслуги Григория Викторовича Пиотровского в становлении и развитии отечественной авиации позволяют поставить его имя в один ряд с известнейшими именами пионеров авиации России.

Г.В.Пиотровский в кабине Блерио-XI.

Г.В.Пиотровский в кабине «Блерио-XI».

Третий справа - лейтенант флота Г.В.Пиотровский

Третий справа — лейтенант флота Г.В.Пиотровский. Конкурс военных аэропланов 1913 года в Санкт-Петербурге.

.

.

Список источников:
А.Григорьев. Альбатросы. Из истории гидроавиации.
В.Король. Ваш взлет, лейтенант Пиотровский.
В.Герасимов. Впервые над водной поверхностью.