Турбореактивный авиационный двигатель РД-7 (ВД-7).

Разработчик: ОКБ-36 под руководством В.А.Добрынина.
Страна: СССР
Постройка: 1952 г.

Разработка турбореактивного двигателя РД-7 началась в 1952 году в ОКБ-36 под руководством В.А.Добрынина. Первоначальное обозначение — ВД-7. При выборе двигателей для модернизации самолета М-4 ставку сделали на ВД-7, взлётная тяга которых превышала 11000 кгс, а крейсерский расход топлива составлял 0,73-0,8 кг/кгс*ч (у РД-3 — до 1,03), как у лучших зарубежных образцов. Применив эти двигатели, увеличив количество топлива на борту, установив систему дозаправки в полёте, а также улучшив аэродинамику, новый самолет, получивший обозначение мог достичь самой удалённой точки США.

Однако эти двигатели затянули сроки окончания государственных испытаний самолета — на взлётном режиме наблюдались опасные автоколебания лопаток первых ступеней компрессора. Для решения этой проблемы на ВД-7Б ограничили обороты, при этом максимальная тяга уменьшилась на 2000 кгс, и пришлось снижать взлётный вес за счёт уменьшения запаса топлива. Так как ВД-7Б выпускались в ограниченном количестве и в невысоком темпе, то с ними построили примерно половину бомбардировщиков, получивших обозначение 3МН («Н» — новый двигатель). Остальные машины, получившие обозначение 3МС («С» — старый двигатель), оснастили РД-3М.

Серийное производство организовано в 1957 году на заводе № 26.

РД-7 состоит из осевого 9-ступенчатого компрессора, прямоточной камеры сгорания трубчато-кольцевого типа, 2-ступенчатой турбины и нерегулируемого реактивного сопла. В двигателе применены принципиально новые для того времени технические решения: высоконапорный компрессор с малым число ступеней, первая сверхзвуковая ступень компрессора, регулируемый входной направляющий аппарат, регулирование режимов по приведённой частоте вращения.
При взлёте верным признаком «эмок» с двигателями ВД-7Б был мощный коптящий выхлоп. Серийные ВД-7Б производства уфимского завода № 26 после кропотливой доводки имели ресурс всего 200 ч — в 6,5 раза меньше, чем РД-3М-500. Надёжность их также была хуже, что вкупе с отсутствием чрезвычайного режима значительно снижало безопасность эксплуатации самолёта и вызывало обоснованное недовольство заказчика.

Серийное производство продолжалось до 1977 года. В процессе производства неоднократно модернизировался. Отработавшие лётный ресурс двигатели применялись на пожарных машинах АГВТ-100(131), АГВТ-200(255).

Модификации:

-ВД-7: базовый.
-ВД-7Б: доработанный. Отличался ограничителем оборотов компрессора. Выпускался в 1957-1968 годах. Устанавливаля на самолёте 3М.
-ВД-7П: двигатель с улучшенным компрессором для увеличения мощности на больших высотах.
-РД-7М (РД-7М): двигатель для самолёта Ту-22. Отличается наличием форсажной камеры. Тяга увеличена за счёт увеличения температуры газа перед турбиной и увеличения расхода воздуха вследствие раскрытия входного направляющего аппарата. Выпускался в 1960-1965 годах.
-РД-7М2: форсированный. Отличается изменённой первой ступенью компрессора, раскрытым входным направляющим аппаратом, увеличенной температурой газов в форсажной камере, сверхзвуковым регулируемым соплом. Тяга увеличена на 500 кгс. Выпускался в 1965-1977 годах. Применялся на Ту-22КД.
-ВД-7МД: двигатель без форсажной камеры для транспортного самолета ВМ-Т «Атлант».

Технические характеристики:

Модификация РД-7М
Год создания: 1952
Производитель: Рыбинских завод № 26
Годы производства: 1952-1956
Габаритные размеры, мм
-диаметр: 1330
-длина: 4850
Сухая масса, кг: 2765
Тяга двигателя, кН
-максимальная: 103,0
-на форсаже: 156,9
Степень повышения давления 14,2
Температура газа перед турбиной,°C: 800

Двигатель РД-7М-2.

Двигатель РД-7М-2.

Ту-22 с двигателями РД-7М

Ту-22 с двигателями РД-7М.

.

.

Список источников:
С.Г.Мороз. Ревущий зверь. Авиация и Время № 5 за 2003 г.
В.А.Зрелов. Отечественные газотурбинные двигатели. Основные параметры и конструктивные схемы.