Турбовинтовой авиационный двигатель АИ-20.

Разработчик: ОКБ А.Г.Ивченко
Страна: СССР
Начало разработки: 1956 г.
Построен: 1957 г.
Начало гос. испытаний: 1957 г.
Принят на вооружение: 1957 г.

В 1955 году моторостроительные ОКБ-478 А.Г.Ивченко и Н.Д.Кузнецова получили задание на разработку турбовинтовых двигателей взлетной мощностью 4000 л.с. для среднемагистральных пассажирских и транспортных самолетов, проектируемых в ОКБ Антонова и Ильюшина. Этот тендер выиграло запорожское ОКБ. В 1957 году созданный им двигатель АИ-20 успешно прошел государственные испытания и был запущен в серийное производство одновременно на двух заводах — запорожском и пермском. Резервы, заложенные в конструкцию АИ-20 на этапе проектирования, позволили в дальнейшем создать целое семейство модифицированных двигателей мощностью от 4000 до 5180 л.с.

АИ-20 представляет собой одновальный турбореактивный двигатель. Он состоит из осевого 10-ступенчатого компрессора, кольцевой камеры сгорания, 3-ступенчатой неохлаждаемой турбины, планетарного редуктора и нерегулируемого реактивного сопла. Двигатель работает с флюгерным винтом изменяемого шага левого вращения АВ-68Д (АВ-68ДМ, АВ-68И). В качестве топлива исползуется авиационный керосин марок Т-1, ТС-1, РТ.

Почти 14 тысяч ТВД этого типа успешно эксплуатировались на военно-транспортных Ан-8 и Ан-12, пассажирских Ил-18 и Ан-10, противолодочных Ил-38, амфибиях Бе-12. Сегодня продолжают летать оснащенные двигателями АИ-20 Ан-12, небольшое количество Ил-18 и все еще значительный парк самолетов Ил-38. Модификации двигателя АИ-20Д серии 5 и серии 5Э, которые предназначены для эксплуатации на транспортных самолётах Ан-32 в условиях жаркого климата и высокогорных аэродромов, выпускаются на предприятии и сегодня.

На двигателях АИ-20 был достигнут высокий уровень надёжности, позволивший впервые в отечественном двигателестроении установить межремонтный ресурс, измеряемый тысячами часов. Назначенный ресурс модификаций АИ-20К и АИ-20М составляет 20 тыс. часов.

Модификации:

АИ-20 — базовый мощностью 4000 л.с. Устанавливался на Ан-10, Ан-12.
АИ-20Д — форсированный до 5180 л.с. Разработан в 1956 году. Устанавливался на Ан-8, Ан-32, Бе-12.
АИ-20ДК — доработанный для гидросамолёта Бе-12ФС. Устанавливался на Ан-32.
АИ-20К — для самолёта Ил-18В. Выпускался в 1963-1965 годах.
АИ-20М — форсированный до 4250 л.с. Устанавливался на Ан-12БК, Ан-32, Ил-18Д, Ил-38.

Технические характеристики АИ-20К:

Длина, мм: 3096
Ширина, мм: 842
Высота, мм: 1180
Масса сухая, кг: 1080
Расход воздуха через компрессор, кг/с: 20,9
Степень повышения давления в компрессоре: 7,32
Температура газа перед турбиной, °C: 807
Мощность на взлетном режиме, л.с.: 4000
Частота вращения ротора, об/мин.: —
Удельный расход топлива на взл.режиме, кг/кгс-ч.: 0,259.

1.Двигатель АИ-20.

Двигатель АИ-20.

2.Двигатель АИ-20 в музее ОАО Пермский моторный завод.

Двигатель АИ-20 в музее ОАО «Пермский моторный завод».

3.Двигатель АИ-20. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина Ленинградской обл.

Двигатель АИ-20. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина, Ленинградской области.

4.Двигатель АИ-20. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина Ленинградской обл.

Двигатель АИ-20. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина, Ленинградской области.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Двигатель АИ-20. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина, Ленинградской области.

SONY DSC

Двигатель АИ-20А.

7.Ветровая, винтовая машина ВМВ-3 с двигателями АИ-20.

Ветровая, винтовая машина ВМВ-3 с двигателями АИ-20.

.

.

Список источников:
«Крылья Родины» № 9 за 2001 г. В.Богуслаев. 85 лет на службе авиации.