Турбовальный авиационный двигатель ГТД-350.
Разработчик: ОКБ-117 под руководством С.П.Изотова
Страна: СССР
Испытания: 1961 г.
Серийное производство: 1963 г.
Разработка турбовального двигателя ГТД-350 для вертолёта Ми-2 началась в ОКБ-117 под руководством С.П.Изотова в 1959 году. Разработка столь малого газотурбинного двигателя была совершенно новой задачей для ОКБ. В процессе проектирования был применён метод поузловой доводки с использованием экспериментальных установок, разработаны методики расчёта и проектирования малоразмерных лопаточных аппаратов, конструктивные мероприятия по демпфированию гибких высокооборотных роторов.
Первые образцы двигателя были изготовлены в 1961 году. 22 сентября 1961 года прототип Ми-2 с 2-мя двигателями ГТД-350 совершил первый полёт. По результатам испытаний в конструкцию силовой установки внесли изменения: двигатели для удобства обслуживания были раздвинуты в стороны, что повлекло за собой переделку трансмиссии. В 1963 году двигатель прошёл государственные испытания. Двигатель ГТД-350 разрабатывался вместе с главным редуктором ВР-2.
Серийное производство (вместе с редуктором ВР-2) началось на заводе концерна PZL в городе Жешув (ПНР) в 1964 году. Для организации производства из Советского Союза были поставлены материалы и оборудования, направлены специалисты.
ГТД-350 является малоразмерным газотурбинным двигателем и состоит из осецентробежного компрессора (7 ступеней осевых, 1 центробежная), одноступенчатой турбины компрессора, двухступенчатой свободной турбины и промежуточного редуктора.
В силовую установку вертолета входят два взаимозаменяемых двигателя ГТД-350 и главный редуктор ВР-2. Задние выводные валы двигателей соединяются с главным редуктором, который передает суммарный крутящий момент двигателей несущему и рулевому (хвостовому) винтам. Наличие на вертолете двух двигателей повышает безопасность полета, так как при неисправности одного из них второй обеспечивает продолжение полета до места посадки.
Особенность конструкции двигателя ГТД-350 — наличие в нем свободной турбины (турбины винта), мощность которой, пере-даваемая главному редуктору вертолета, составляет эффективную мощность двигателя. Свободная турбина кинематически не связана с турбокомпрессорной частью двигателя.
Эта особенность двигателя имеет ряд конструктивных и эксплуатационных преимуществ:
-позволяет получать желаемую частоту вращения вала несущего винта вертолета независимо от частоты вращения ротора турбокомпрессора двигателя;
-исключает необходимость иметь в силовой установке вертолета фрикционную муфту (муфту включения);
-обеспечивает более легкий запуск двигателя, так как для этого требуется раскрутка только ротора турбокомпрессора;
-позволяет получать оптимальные расходы топлива при различных условиях эксплуатации двигателя.
В процессе производства двигатель постоянно дорабатывался. Первоначально его ресурс составлял 200 часов. Советские конструкторы увеличили его до 500 часов. Дальнейшие работы в этом направлении проводили польские конструкторы. Сначала они довели ресурс до 750 часов, затем — до 1000 часов.
Всего выпущено более 11000 двигателей ГТД-350 для различных модификаций вертолета Ми-2, эксплуатирующихся в десятках стран мира.
ТТХ:
Длина, мм: 1350
Ширина, мм: 522
Высота, мм: 680
Сухая масса двигателя, кг: 139.50
Номинальная мощность на валу свободной турбины, л.с. (кВт): 400 (295)
Частота вращения свободной турбины, об/мин: 24000
Удельный расход топлива, кг/вВт-час: 0,5.
Двигатель ГТД-350.
Двигатель ГТД-350.
Двигатель ГТД-350. Музей Вадима Задорожного.
Двигатель ГТД-350. Музей Вадима Задорожного.
Замена двигателя ГТД-350 на вертолете Ми-2.
ГТД-350 (продольный разрез). Схема.
ГТД-350 (вид слева). Габаритный чертеж.
ГТД-350 (вид справа). Габаритный чертеж.
ГТД-350 (вид спереди). Габаритный чертеж.
ГТД-350 (вид сзади). Габаритный чертеж.
.
.
Список источников:
Е.И.Никитин. Турбовальный двигатель ГТД-350. Учебное пособие ДОСААФ СССР.
Техническое описание конструкции двигателя ГТД-350 (3 серия). 1971 г.
Фотоархив сайта russianplanes.net