Турбовальный авиационный двигатель ГТД-3.
Разработчик: Омское моторостроительное КБ (В.А.Глушенков)
Страна: СССР
Постройка: 1961 г.
Испытания: 1964 г.
Серийное производство: 1965 г.
Разработка турбовального двигателя ГТД-3 для палубного вертолёта Ка-25 началась в конце 50-х годов во вновь созданном Омском моторостроительном КБ под руководством В.А.Глушенкова. ТВаД мощностью 900 л.с. с семи-ступенчатым осецентробежным компрессором, кольцевой КС, двухступенчатой турбиной. Работает совместно с редуктором РВ-3. Первые образцы двигателя изготовлены в 1961 году и установлены на прототипах вертолёта Ка-25. К настоящему времени в России вертолеты Ка-25 с вооружения сняты, однако их эксплуатация продолжается в Индии.
Модификации:
ГТД-3 — устанавливался на первых опытных образцах Ка-25. Мощность 750 л.с. Разработка 1956 года.
ГТД-3Ф — мощность 900 л.с. (с редуктором РВ-3Ф). Разработка 1960-1965 годов, в серии с 1965 года.
ГТД-3М — мощность 1000 л.с. (с редуктором РВ-3Ф). Разработка 1963-1973 годов, в серии с 1973 года.
ГТД-3БМ — мощность 990 л.с.
ТТХ (ГТД-3Ф):
Длина, мм: 2295
Диаметр, мм: —
Масса, кг: 240
Расход воздуха через компрессор, кг/с: —
Степень повышения давления в компрессоре: —
Температура газа перед турбиной, °C: —
Взлётная мощность, э.л.с.: 900
Частота вращения ротора, об/мин: 19000.
Двигатель ГТД-3Ф. Музей Вадима Задорожного.
Двигатель ГТД-3Ф. Музей Вадима Задорожного.
Двигатель ГТД-3Ф в качестве учебного пособия.
.
.
Список источников:
Е.И.Ружицкий. Вертолёты.
Авиация и Время. №6 за 1996 г. В.Д.Роман. Ка-25 — «длинная рука» адмирала Горшкова.
Взлёт. № 4 за 2006 г. Турбовальные двигатели для вертолетов.