0.Анисимов Александр ФроловичАнисимов Александр Фролович (1897-1933).

Александр Анисимов родился 28 ноября 1897 года в дер. Взъезды Медведской волости Новгородского уезда Новгородской губернии.
В 1912 году окончил четырёхклассное городское училище в Новгороде. Работал шофёром-механиком.
В 1914 году призван в Русскую Императорскую Армию. Участвовал в Первой Мировой войне — обслуживал самолёты.
В 1915 году окончил моторный класс при Политехническом институте в Петрограде.
В феврале 1915 года — октябре 1916 года — моторист 4-го истребительного отряда, старший унтер-офицер. В воздушных боях Первой Мировой войны количество лётчиков быстро уменьшалось и царское правительство разрешило готовить пилотов из наиболее одаренных солдат. Так Александр Анисимов стал курсантом Гатчинской авиашколы.

Участник октябрьского переворота 1917 года.
В 1918 году вступил в Красную Армию. Принимал участие в Гражданской войне:
-с мая 1918 года до 1919 года служил старшим авиамотористом 5-го Социалистического авиаотряда на Восточном фронте, воевал с частями Чехословацкого корпуса;
-до ноября 1920 года служил авиамотористом 1-го Петроградского авиаотряда, воевал на Западном фронте с войсками Н.Н.Юденича и польской армией.
В 1922 году окончил Егорьевскую военно-теоретическую авиашколу, был переведён в 1923 году в Качинскую высшую авиационную школу лётчиков, затем — в Московскую высшую авиационную школу и наконец, в 1924 году — Серпуховскую авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания. Служил в авиационно-истребительных частях ВВС. Служить он начал в 3-й Киевской истребительной эскадрилье. В архивах сохранился журнал боевой подготовки, строки которого красноречиво характеризуют Анисимова как истребителя: «Стрельба в полете по мишени — из 65 патронов 55 попаданий. Атака с высоты 250 метров, огонь с высоты 180 метров и выход с высоты 80 метров.»
В июле 1928 года переведён на лётно-испытательную работу в НИИ ВВС.
В июне 1931 года назначен командиром отряда. Участвовал в испытаниях истребителей И-4, И-5 и других самолётов. 3 декабря 1931 года на истребителе И-4 участвовал в первом полёте во время испытаний «Звена-1».
С 1933 года служил лётчиком-испытателем Остехбюро П.И.Гроховского. Провёл ряд сбросов различных объектов с ТБ-1, испытания автопилота АВП-3 конструкции инженера НИИ ВВС И.А.Тимофеева и слушателя ВВА А.А.Лусиса.

Близкий друг В.П.Чкалова.

Погиб 11 октября 1933 года при выполнении показательного полёта на истребителе И-5. На И-5, в непосредственной близости от земли, демонстрировались фигуры высшего пилотажа, применяемые в воздушном бою. Велась съёмка на кинопленку для учебного фильма для лётчиков-истребителей ВВС. 11 октября 1933 года должны быть завершены работы с кинооператорами. Анисимов сделал два пикирования с выводом иммельманом самолёта из пике. На третий раз вывод не удался и самолёт вверх колёсами упал на землю.
Аварийная комиссия после расследования катастрофы определила причину — техническая неисправность самолёта: переломилась педаль ножного управления рулём поворотов, без которого на малой высоте невозможно было перевернуть И-5 в нормальное положение.
По другой версии, лётчика-испытателя Остехбюро М.Н.Каминского, произошла трагическая случайность. Анисимов для съёмок делал «мёртвые петли». При выходе из третьей петли, рядом с землёй, избегая столкновения с другим движущимся самолётом на аэродроме, попытался провести спасательный манёвр, но не хватило высоты и самолёт Анисимова перевернулся через винт и врезался в землю.

Похоронен в Москве.

Награды:
-орден Боевого Красного Знамени.

1.Александр Анисимов и Валерий Чкалов.

Александр Анисимов и Валерий Чкалов.

.

.
Список источников:
П.М.Стефановский. Триста неизвестных.
В.Б.Казаков. Небо помнит.