Антипов Юрий АлександровичАнтипов Юрий Александрович (1915-1997).

Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза (1957 г.), полковник.

Родился 21 февраля 1915 года в Москве в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу и школу ФЗУ. Антипов с юности был неукротимым романтиком авиации. Уже в 15 лет он начал работать на самолетостроительном заводе, там же поступил в аэроклуб.
В Красной Армии с 1934 года. В том же году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов и оставлен в ней летчиком-инструктором.

Участник Великой Отечественной войны. В составе 402-го истребительного авиаполка специального назначения, принимал участие в боевых действиях на Северо-Западном фронте, где и открыл счет своих побед.
В сентябре 1941 года капитан Антипов был направлен в 180-й ИАП на должность заместителя командира эскадрильи. В один из дней около 30 вражеских многоцелевых самолетов Bf.110 попыталась нанести штурмовой удар по аэродрому полка. Навстречу им поднялось 6 наших истребителей МиГ-3. Советские летчики стремительной атакой сверху сбили сразу две машины. Но противник не отступил: разделившись на две группы он вступил в бой. Первая группа направилась в сторону аэродрома, а вторая связала боем наших летчиков. Завязалась ожесточенная воздушная схватка. Наши летчики энергично маневрировали, не позволяя немцам расстрелять самолеты, стоявшие на аэродроме. И тогда противник решил атаковать «МиГи» сразу двумя группами. Обстановка в воздухе еще более обострилась.
Двум «мессерам» удалось зайти в хвост самолета Антипова и поджечь его. Тот стал выходить из боя. Немцы — за ним, пытаясь добить. Командир эскадрильи А.Ф.Семенов бросился на помощь товарищу и с короткой дистанции расстрелял увлекшегося преследованием гитлеровца. Антипов, будучи раненным, сумел посадить свой поврежденный самолет. В этом бою наша шестерка сбила 6 вражеских самолетов, 2 из них пришлось на долю Юрия Антипова. Но ранения оказались серьезными и летчика отправили на У-2 в Калининский госпиталь. К тому времени, летая на истребителе МиГ-3, он совершил около 200 боевых вылетов и одержал 7 воздушных побед.

После излечения Юрий Антипов он был отправлен на летно-испытательскую работу. Лето 1942 года стало в его жизни поворотным — ему доверили особое задание: проводить испытания поставляемых по ленд-лизу из США и Великобритании истребителей «Томагаук», «Киттихаук», «Харрикейн» и переучивание на них советских летчиков. Эта работа проводилась в 27-м запасном авиаполку на одном из аэродромов под Вологдой.
В начале 1943 года, закончив КУОС, капитан Антипов был направлен в НИИ ВВС, где участвовал в испытательных воздушных боях на трофейных самолетах с целью определения их наиболее слабых и уязвимых мест.
В ноябре 1946 года Антипов был включен в группу из 9 летчиков, входивших в первую группу испытателей советских серийных реактивных самолетов. За успешное их освоение все они были награждены орденами — Антипов получил свой второй Орден Красного Знамени. Кроме того, он был удостоен чести быть ведущим летчиком на государственных испытаниях опытного МиГ-9.
Насколько непростыми были эти испытания, говорит случай, проишедший с ним в одном из полетов при разгоне самолета до максимальной скорости. На высоте 5 км из-за разрушения одной половины стабилизатора самолет с большой вертикальной перегрузкой перешел из горизонтального полета в крутой набор высоты. Антипову разрешили покинуть самолет. Однако, понимая важность сохранения опытной машины, летчик, используя запас высоты, нашел возможность управлять самолетом с помощью изменения работы двигателя. Рискуя жизнью он посадил машину на свой аэродром. Специалисты быстро разобрались в дефекте и провели необходимые конструктивные мероприятия.
За успешное проведение испытаний МиГ-9, что позволило запустить его в серию, Антипов в 1947 году был награжден первым Орденом Ленина, а через год за успешное проведение испытаний истребителя МиГ-15 и показной пилотаж на празднике в Тушино — третьим Орденом Красного Знамени. В последующие годы в ВВС началось активное освоение полетов днем и ночью, в облаках и за облаками. За успешное освоение полетов в сложных метеоусловиях с боевым применением Антипов награждается вторым Орденом Ленина, а в 1954 году за успешное освоение полетов на самолетах МиГ-17П и Як-25 в сложных метеоусловиях — четвертым Орденом Красного Знамени.

Поднял в небо и выполнил испытания И-320 («Р-1», 11.01.1949 г.) и И-320 («Р-2», 09.09.1949 г.). Участвовал в испытаниях Ил-40, МиГ-19.
С 1950 года — заместитель начальника 1 управления ГК НИИ ВВС по летной части.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 сентября 1957 года за освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-испытателю полковнику Юрию Александровичу Антипову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Весной 1961 года руководил группой летчиков-испытателей на сравнительных испытаниях УТС: L-29 «Delfin», TS-11 «Iskra» и Як-30 для ВВС СССР.

С 1964 года полковник Антипов — в отставке. За свою летную жизнь старший летчик-испытатель НИИ ВВС Ю.А.Антипов освоил 203 различных типа самолетов и вертолетов. После отставки продолжительное время работал экскурсоводом в Музее ВВС в г. Монино.

Умер 4 июня 1997 года. Похоронен на кладбище деревни Леониха Щёлковского района Московской области, в 2-х км от Звездного городка.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 11096 (09.09.1957 г.);
-три ордена Ленина;
-четыре ордена Боевого Красного Знамени;
-орден Отечественной войны I степени;
-орден Отечественной войны II степени;
-орден Красной Звезды;
-медали, в том числе:
-медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
-юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
-юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
-юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

.

.

Список источников:
Сайт «Герои Страны». Антипов Юрий Александрович.
С.А.Микоян. Воспоминания военного летчика-испытателя.