Васильченко Александр Григорьевич (1911-1960).
Заслуженный летчик-испытатель (20.09.1960 г.), Герой Советского Союза (01.05.1957 г.).
Родился 11 (24) ноября 1911 года в селе Старая Безгинка (ныне — Новооскольский район Белгородской области).
В 1931 году окончил индустриальный техникум в Белгороде.
В 1932 году окончил рабфак.
В 1933 году окончил первый курс Киевского химико-технологического института.
С августа 1933 года в Красной Армии. Учился в Сталинградской военной авиационной школе лётчиков.
В 1936 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков. Проходил службу в строевых частях военно-воздушных сил.
Принимал участие в советско-финской войне в феврале-марте 1940 года, будучи командиром звена 39-го скоростного бомбардировочного авиаполка, совершил несколько боевых вылетов на бомбардировщике СБ.
В 1941-1943 годах Васильченко командовал отрядом 1-й перегоночной авиационной эскадрильи ВВС РККА, участвовал в перегонке на фронт бомбардировщиков Пе-2 с авиазаводов в Казани и Иркутске.
С мая 1943 года Васильченко находился на должности лётчика-испытателя авиационного завода № 22 (ныне КАПО им. Горбунова) в Казани. Принимал участие в испытаниях самолётов: Пе-2, Пе-2И, Пе-2РД, По-2Л, Ту-4, Ту-16, Ту-104, Ту-110, а также их различных модификаций.
12 мая 1945 года во время испытательного полета Пе-2РД, при включении, на высоте 7000 м, ракетного двигателя произошел взрыв, разрушивший сам двигатель и сильно повредивший хвостовое оперение самолета. Ведущий инженер С.П.Королев получил ожоги. А.Г.Васильченко удалось успешно посадить самолет.
В испытательном полете 5 июня 1945 года произошла катастрофа — при заходе на посадку, на одном двигателе (второй горел и был выключен) самолет летчика Васильченко зацепился крылом за деревянный дом и врезался в другой. Погиб ведущий инженер самолета Л.А.Дьяконов и трое жителей (в том числе двое детей), а сам Васильченко был тяжело ранен и чудом остался жив. Косвенной причиной катастрофы явилась халатность руководства летно-испытательной станции авиазавода № 22, выпустившего опытный самолет в полет одновременно с плановым облетом серийных машин. Одна из этих «пешек» помешала тянущему на посадку Васильченко, ему пришлось делать «змейку» и терять драгоценные секунды и метры высоты.
Летом 1947 года на испытаниях в Летно-испытательном институте (г. Жуковский) в воздухе загорелся третий серийный Ту-4 Казанского авиазавода. Самоотверженность пилота А.Г.Васильченко и бортинженера И.И.Филизона позволила спасти экипаж и машину. Причину пожара удалось установить и доработать самолет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники», полковник Александр Васильченко был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
20 сентября 1960 года присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».
Проживал в Казани. Трагически погиб 8 ноября 1960 года. Похоронен на казанском Арском кладбище. В честь Александра Григорьевича Васильченко названы ныне магистральная улица и сквер в Московском районе Казани, где открыт памятник Герою. Мемориальная доска установлена в пантеоне Героев городского Парка Победы. Так же Александру Григорьевичу в родном селе Старая Безгинка установлен его бюст.
Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 11139;
-два ордена Ленина;
-орден Боевого Красного Знамени;
-орден Отечественной войны 1-й степени;
-четыре ордена Красной Звезды;
-медали.
.
.
Список источников:
Сайт «Герои Страны». Васильченко Александр Григорьевич.
А.А.Симонов. Заслуженные испытатели СССР.