М.А.ВолковойновВолковойнов Михаил Александрович (1894-1933).

Лётчик-испытатель, участник Первой Мировой войны, Гражданской войны, Заслуженный лётчик СССР (17.07.1925 г.).

Родился 6 (20) августа 1894 года в городе Вольск ныне Саратовской области. В 1914 окончил реальную школу.
В Русской Императорской Армии с 1914 года.
В 1916 году окончил Гатчинскую авиашколу.
Участник Первой Мировой войны: в 1916-1917 годах, старший унтер-офицер 4-го армейского авиаотряда. Был контужен. Награжден Георгиевскими крестами 4 и 3 степени.
После переворотов 1917 года уехал к родным (по всей вероятности — в Поволжье).
В мае 1918 года, будучи в Сибири (по другим данным — в Поволжье), был мобилизован и насильно назначен командиром Чешского авиаотряда.
В декабре 1919 года в составе 10 военлётов своего отряда перелетел к красным.
В 1919-1921 годах участвовал в Гражданской войне на стороне красных. Служил на должностях: лётчика 17-го авиаотряда (декабрь 1919 года — декабрь 1920 года), лётчика 20-го авиаотряда (декабрь 1920 года — апрель 1921 года) на Западном фронте.
В марте 1921 года участвовал в подавлении Кронштадтского восстания.
До 1923 года служил в строевых частях ВВС на должностях командира авиаотряда, помощника командира и начальника штаба разведывательной авиаэскадрильи.
С февраля 1923 года — на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (до 1926 года — НОА). 14-20 августа 1924 года на самолёте Р-1 совершил перелёт Москва — Севастополь — Москва. 10 июня — 3 июля 1925 года на самолёте Р-1 участвовал в групповом перелёте Москва — Пекин в качестве начальника лётной части. 30 августа — 2 сентября 1925 года на самолёте Р-1 участвовал в перелёте Пекин — Токио. Из-за плохих метеоусловий совершил вынужденную посадку, не долетев до Токио.
17 июля 1925 года присвоено звание «Заслуженный летчик СССР».
В 1926 году окончил Курсы усовершенствования начальствующего авиационного состава при Военной академии РККА (Военная академия имени М.В.Фрунзе). Провёл испытания самолётов Р-3 и Р-5 на штопор, участвовал в испытаниях ТБ-3, ТШ-1 (1931 г.) и других самолётов.
C 1929 года (?) — начальник Второго отдела (воздушных испытаний) НИИ ВВС.
С 193… (точная дата не установлена) — лётчик-испытатель ЦАГИ, заместитель начальника ОЭЛИД (Отдел эксплуатации, лётных испытаний и доводок) ЦАГИ.

Погиб 9 мая 1933 года при проведении испытаний самолёта Р-5 с поворотными стойками на штопор. Проводились испытания противоштопорного устройства, предложенного А.В.Чесаловым (впоследствии — начальник ЛИИ, профессор, доктор технических наук, генерал-майор-инженер). На передние межкрыльные стойки биплана Р-5 слева и справа устанавливались поворотные щитки-профили шириной 35-40 сантиметров. При вращении самолета в левом штопоре летчик мог отклонить против потока профиль-щиток правой стойки, создав воздушное торможение и способствуя этим выводу из штопора. При правом штопоре должен быть отклонен профиль-щиток на левой стойке крыла.

Самолёт взлетел с Ходынского аэродрома. В Р-5, кроме М.А.Волковойнова, находился инженер-экспериментатор А.В.Чесалов. После невыхода самолёта из штопора, по команде лётчика Чесалов выпрыгнул с парашютом. Перед самой землёй М.А.Волковойнов тоже покинул самолёт с парашютом, но высота была очень маленькой, и купол не успел наполниться. Катастрофа произошла в районе Хорошёвского Бора, в одном километре от села Хорошёво и в двух километрах от аэродрома авиазавода № 22 (район Филёвского бульвара).

Жил в Москве. Был похоронен в колумбарии Донского кладбища (в настоящее время урна утрачена).

Награды:
-Георгиевский крест 4 степени;
-Георгиевский крест 3 степени;
-два ордена Боевого Красного Знамени.

.

.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
М.М.Громов. На земле и в небе.
И.И.Шелест. Лечу за мечтой.