Учебно-тренировочный самолет Ту-128УТ.
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1971 г.
Для переучивания летного состава на новый тяжелый перехватчик Ту-128 командование авиации ПВО предложило ОКБ-156 разработать его учебно-тренировочный вариант. Необходимость в таком самолете определялась рядом причин. Летчики пересаживались на Ту-128 со значительно более легких истребителей типа МиГ-17, МиГ-19 (за редким исключением — с Су-9) и не имели навыка управления тяжелой машиной. К тому же, надо было осваивать новый комплекс оборудования, а штурману-оператору — еще и дополнительные функции. Для этой цели в частях использовались специализированные самолеты обучения штурманов бомбардировочной авиации Ту-124Ш.
Совместные решения ВВС-ПВО-МАП № 128-14-67 и ВПК № 229 по созданию учебно-тренировочного самолета Ту-128УТ были приняты 14 сентября 1966 года. Эскизный проект машины был разработан воронежским филиалом ОКБ-156 под руководством А.И.Путилова.
Основное отличие учебных Ту-128УТ от Ту-128 заключалось в наличии кабины инструктора на месте РЛС, имевшей верхнее наклонное остекление. Место штурмана-оператора сохранялось, но часть оборудования сняли. В связи с отсутствием РЛС функции обучаемого штурмана ограничились. В остальном Ту-128УТ соответствовал базовому варианту. Под крылом можно было подвешивать весовые макеты или учебные варианты ракет Р-4. За свой необычный вид самолет в частях был прозван «пеликаном».
После того, как проектирование Ту-128УТ закончили, совместным решением ВВС-ПВО-МАП от 4 августа 1970 года было выделено четыре серийных Ту-128 для переоборудования в учебно-тренировочные самолеты со сроком предъявления на испытания двух первых машин в I квартале 1971 года и двух других — во II квартале. После переделки самолеты прошли испытания и приказом Министра обороны № 0160 от 14 сентября 1971 года Ту-128УТ был принят на вооружение. В том году авиазавод № 64 построил и десять серийных Ту-128УТ (изделие «И-УТ»). От первых учебных машин серийные «спарки» отличались новой законцовкой киля, параллельной строительной горизонтали самолета, в связи с установкой новой связной радиостанции Р-846 «Призма-М». Это были последние, 45-я и 46-я серии выпуска самолета, после чего серийное производство Ту-128 завершилось. Таким образом, всего с 1962-го по 1970 год было выпущено 188 перехватчиков (включая первый опытный) и 10 «спарок». Наибольший темп производства имел место в 1966 году, когда заказчику было сдано 37 машин.
Самолет Ту-128УТ предназначался для обучения и тренировок летного состава авиации ПВО техники пилотирования и самолетовождения днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В основном конструкция Ту-128УТ соответствовала базовому самолету, но вместо РЛС и переднего отсека к шп. № 4 пристыковывалась кабина инструктора, оборудованная катапультируемым креслом и необходимыми органами управления. На самолете устанавливалась система отказов СИО-128, предназначенная для принудительного введения инструктором отказов в навигационные системы с целью выработки у обучаемого навыков пилотирования в сложных условиях. На стеклах фонаря кабины летчика имелись светонепроницаемые шторки для имитации ночного полета. С целью сохранения идентичности общего вида кабин учебно-тренировочного и боевого самолетов на Ту-128УТ имелись незадействованные переключатели и макеты пультов управления, относившиеся к РЛС и ракетам. В кабине летчика была установлена сигнализация о переключении управления на инструктора. Имелись небольшие отличия в электрооборудовании и других системах.
ЛТХ:
Модификация: Ту-128УТ
Размах крыла, м: 17,53
Длина самолета, м: 30,06
Высота самолета, м: 7,15
Площадь крыла, м2: 96,94
Масса, кг
-пустого: 24500
-нормальная взлетная: 39000
-максимальная взлетная: 42000
Внутреннее топливо, кг: 1300
Двигатели: 2 х ТРД АЛ-7Ф2
Тяга, кгс: 2 х 10100
Максимальная скорость, км/ч: 1800
Практическая дальность, км: 2565
Практический потолок, м: 15600
Экипаж, чел: 2.
Опытный образец учебно-тренировочного самолета Ту-128УТ.
Учебно-тренировочный самолет Ту-128УТ.
Учебно-тренировочный самолет Ту-128УТ.
Ту-128УТ на стоянке.
Ту-128УТ на рулежке.
Ту-128УТ после посадки.
Носовая часть Ту-128УТ.
Носовая часть Ту-128УТ.
Ту-128УТ в Музее ПВО.
Ту-128УТ в Музее ПВО.
Ту-128УТ в Музее ПВО.
Опытный образец Ту-128УТ. Схема.
Серийный Ту-128УТ. Схема.
.
.
Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Авиация и Время. Ефим Гордон, Владимир Ригмант. «Скрипач», защищавший небо.
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Дальние сверхзвуковые барражирующие истребители-перехватчики Туполева.
Крылья Родины. Ефим Гордон, Владимир Ригмант. «Скрипач» сыграл свою партию.
Воздушно Космическая оборона. Леонид Ломов. Первый дальний.
Аэрокосмическое обозрение. Владимир Ригмант. Бомбардировщик ставший истребителем.
Роман Астахов. Русская Сила. Истребитель-перехватчик Ту-128.
Фотоархив сайта russianplanes.net